Руслан Арсланов: Собственно, пока вы пишете свое мнение, мы с удовольствием знакомим вас с нашим экспертом. Почетный адвокат России, член Общественной палаты города Москвы Дмитрий Анатольевич Краснов подключается к нашему обсуждению. Дмитрий Анатольевич, здравствуйте, доброе утро.
Анастасия Семенова: Доброе утро.
Дмитрий Краснов: Доброе утро.
Руслан Арсланов: Дмитрий Анатольевич, начнем с начала, насколько это можно начать с начала: как вообще законодательство сегодня трактует самооборону на собственной собственности? В общем, на жилой площади.
Анастасия Семенова: В жилых помещениях.
Руслан Арсланов: На своей жилплощади.
Дмитрий Краснов: Такого понятия, как именно отдельно необходимая оборона, связанная с жилплощадью, нет. Есть общее определение необходимой обороны, есть изменения законодательства, которые произошли в 2022 году.
Само определение «необходимая оборона» является таким – это правомерная защита личности и прав обороняющегося или других лиц, а также охраняемых законных интересов общества и государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу. То есть смысл какой? Граждане имеют право активно действовать в том случае, если их интересам, жизни, здоровью или интересам, жизни, здоровью других лиц есть реальная угроза, им такое право предоставляется. Это прямо прописано в указе о национальной безопасности и для лиц физических, и для, соответственно, представителей гражданского общества, это активная позиция людей, которые могут это делать.
В 2012 году вышло постановление пленума Верховного суда о необходимой обороне, где Верховный суд разъяснял, как нужно действовать людям, чтобы, соответственно, как вы говорите, не попасть в такую ситуацию, когда им придется отвечать за те действия, которые, соответственно, они совершили, обороняя себя или других людей. Было в это постановление заложено три основных принципа. Первый – угроза должна быть реальная, а не мнимая, т. е. угроза должна реально осуществляться в отношении этого лица, а не в его голове находиться.
То есть человек идет вечером, и вдруг ему что-то привиделось и он решил, что кто-то хочет его обидеть, ударить, напасть, а на самом деле факты были совсем иные: он нанес увечья или какие-то травмы тому человеку, который проходил мимо него в вечернем парке. Это будет, соответственно, или превышение пределов необходимой обороны, или, соответственно, правонарушение, которое будет определено...
Анастасия Семенова: Прошу прощения, Дмитрий Анатольевич, ведь человек может потом сказать, что «я не имел ничего такого», хотя, не знаю, может быть, хотел вытащить телефон из сумки, например.
Дмитрий Краснов: А мы сейчас с вами к этому подойдем.
Должна быть, значит, защита соразмерная, и, соответственно, человек должен понимать окончание совершения этого нападения. То есть то, что вы говорите по поводу того, что человек может сказать, – во-первых, он может уже ничего не сказать, когда вы применили активную оборону, потому что вы можете в т. ч. до возможности его уничтожения применить силу свою, оружие или какие-то предметы использовать в качестве оружия для защиты своих интересов. Практика показывает зачастую, что наносятся серьезные повреждения, и вот здесь суд должен определять все обстоятельства дела. Могут изыматься видеокамеры с места происшествия, устанавливаются свидетели, проводятся ситуационные судебно-медицинские экспертизы...
Ситуационная экспертиза состоит из установления, например, как вы говорите, человек может сказать не сказать, но человек, к которому применяется вот это насилие при, соответственно, самообороне, он будет задержан или ему будут повреждения нанесены, и будут устанавливаться судебно-медицинскими экспертами степень его повреждения, сотрудники полиции, которые его задержат, уже наличие или отсутствие у него оружия или предметов, используемых в качестве оружия, состояние алкогольного опьянения, его историю: например, он какой-то суперспортсмен, это могла быть группа людей, которая шла и высказывала угрозы... То есть здесь целый ряд аспектов, из которых складывается оценка деятельности тех людей, которые могли нападать или нападали на лицо.
В чем возникли необходимости в новеллах? В 2022 году были внесены изменения Ярославом Ниловым, вы знаете, руководителем комитета Государственной Думы по делам ветеранов и социальной политике. Он обратил внимание на судебную практику, что, действительно, как вы сказали, зачастую люди обвинялись, когда они активно действовали, защищая свои дома и квартиры.
Руслан Арсланов: Ага.
Дмитрий Краснов: И вот здесь целый ряд был поднят кейсов, которые освещались в средствах массовой информации, и общественность становилась на сторону этих людей.
И специально Верховный суд решил дополнить вот это постановление пленума Верховного суда 2012 года, в котором указал, что люди, которые обороняются, защищают свои дома и квартиры, они могут действовать более активно, к ним не будет применяться положение о превышении необходимой обороны или умышленном причинении вреда в том случае, если они действительно подверглись нападению, т. е. в их квартиру проникли какие-то воры, разбойники, грабители.
То есть человек, который спокойно спит, находится со своей семьей, и вдруг оказывается, открывает глаза, а над ним стоит какой-то человек с фомкой или с пистолетом, то он не должен думать, какая соразмерность будет его ответа на это нападение, как воспринимать это, как джентльменский, дружеский визит или как желание убить или уничтожить его. Некогда об этом разговаривать и думать, т. е. человек хватает все, что попадается под руку, и защищает себя травматическим пистолетом, охотничьим ружьем...
В чем здесь были проблемы? Зачастую, когда уже противник был повержен, они убегали, то лица, которые защищались, они стреляли в спину или в затылок. И вот здесь уже будет даже не превышение пределов необходимой обороны, т. е. с того момента, как враг повержен и бежит, стрелять в спину ему, к сожалению, нельзя, иначе это будет уже умышленное убийство или причинение того вреда, которое будет осуществлено этим выстрелом.
Но в том случае, опять же, в этом новом законе добавили, что раньше признавалось превышение пределов необходимой обороны или умышленное причинение вреда, если вы, например, видите, что человек совершает правонарушение, и начинаете ему говорить «не совершай, это плохо, сейчас полицию вызову», он, соответственно, продолжает свои действия, и вы применяете к нему физическое насилие, чтобы его остановить в совершении этих действий... Например, перелезает через ваш забор, а вы начинаете применять, соответственно, насилие, палкой оттолкнули его, ударили... И опять же применялось вот это вот положение.
Но сейчас в этой новелле было принято решение о том, что лицо может активно действовать, раз, не пуская на границы участка дома и квартиры. Второе: не является провокацией вот этого действия лица, которое нападает на ваш дом, ваше увещевание по поводу того, что вы ему сообщаете или действуете в рамках того, чтобы его уведомить и предотвратить это нападение, противоправное действие этого лица, это тоже важно.
И еще одна новелла была важная – это презумпция невиновности. Прямо указывается Верховным судом, что в случае неустранимых противоречий в соответствии с обстоятельствами дела или, соответственно, с показаниями нападающего лица все действия толкуются в пользу обвиняемого и подозреваемого, того человека, который совершал необходимую оборону, и он не обязан доказывать свою невиновность – это бремя лежит на органах следствия, прокуратуры, суда. Соответственно, лицо может теперь исходя из этого положения более активно действовать, защищая свою семью, свой дом, свой, соответственно, быт, свою жизнь и здоровье.
Руслан Арсланов: Спасибо большое! Вы очень подробно, мне кажется, все рассказали, Дмитрий Анатольевич.
У меня, наверное, только один маленький, короткий вопрос. Как вы считаете, этот законопроект скоро начнет действовать? Примут ли его? Или он еще будет дорабатываться?
Дмитрий Краснов: Он с 2022 года уже вступил в силу, давно действует, новые новеллы тоже принимаются. То есть право – это такой живой организм, который, собственно говоря, требует постоянных доработок. А постановление пленума Верховного суда, у нас хоть и не прецедентное право, позволяет очень быстро реагировать на те изменения или запросы общества, которые существуют в нем, и на те недоработки органов следствия или дознания, для того чтобы это устранить.
Анастасия Семенова: Дмитрий Анатольевич, вот еще вопрос от телезрителей прямо в режиме реального времени приходит, про перцовые баллончики все спрашивают. Можно ли носить, считается ли, если что-то произошло, превышением самообороны или нет?
Дмитрий Краснов: Можно носить, здесь вопросов нет, это специальное, то же самое, как оружие травматическое, т. е. вопрос, как вы его применяете. Если вы применяете его, для того чтобы нападать на лицо, это, соответственно, правонарушение, преступление. Если человека вы уже повергли, он лежит, и вы продолжаете его пытать, заливая ему рот и глаза этим баллончиком, соответственно, это тоже будет превышение пределов необходимой обороны.
Анастасия Семенова: Понятно: вы его отпугнули, убежали, и тогда все считается в вашу пользу.
Дмитрий Краснов: Да-да. Вызывайте полицию, закрывайтесь, обороняйте себя дома.
Анастасия Семенова: Дмитрий Анатольевич, спасибо большое!
Руслан Арсланов: Спасибо!
Анастасия Семенова: Дмитрий Анатольевич Краснов с нами был на связи, почетный адвокат России, член Общественной палаты города Москвы.
ОТР, видеоэфир: Допустимая самооборона, 19 февраля 2025.