Публикации

Основные этапы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР в 1917—1960 гг.

от 28.05.2013


Учёные труды Российской̆ академии адвокатуры и нотариата No1 (28) 2013

АННОТАЦИЯ. В статье излагается история создания и становления системы борьбы с подростковой̆ преступностью в СССР с 1917 по 1960 гг.

Ключевые слова: несовершеннолетний̆, преступность несовершеннолетних, возраст привлечения к уголовной̆ ответственности, комиссии по делам несовершеннолетних, медико-педагогические меры, меры воспитательного характера, беспризорность, безнадзорность.

Историю борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР можно разделить на три основных этапа: 1917−1935, 1935−1961 и 1961−1991 годы. В данной работе проблема рассматривается в рамках двух первых периодов. Заявленная периодизация обусловливается существенным изменением задач, которые ставили перед собой государство и партия в отношении борьбы с преступностью и воспитанию молодежного поколения. В рамках каждого этапа государство выдвигало принципиальные установки и определяло органы, несущие основную ответственность за исполнение задачи и координацию деятельности разных служб в данном направлении. Наконец, все это каждый раз подкреплялось соответствующей нормативно-правовой базой, а так же планом социально-бытовых мероприятий, направленных на искоренение причин детской преступности.

Первый этап. 1917−1935 годы

Вплоть до середины 1930-х годов основной установкой советского государства являлось использование не столько принудительно-карательных, сколько лечебно-воспитательных и профилактических мер воздействия в отношении оступившихся подростков. Основанием для этого служило принципиальное положение о том, что преступность, а тем более детская и подростковая преступность, является пережитком капитализма. Достаточно вспомнить высказывание В. И. Ленина об отмирании преступности с устранением эксплуататорских классов и нищеты трудящихся.

Большевики исходили из того, безнадзорные и беспризорные подростки, растущие на улице, неминуемо становиться «морально дефективным». В силу обстоятельств — и это их беда, а не вина — они привыкают асоциальному поведению, отстают в общем и психологическом развитии от сверстников и т. д. Поэтому они нуждаются не в наказании, а в социальной реабилитации и лечении. Такая позиция соответствовала передовым представлениям мировой педагогики и психологии тех лет.

Большое значение придавалось профилактике молодежной преступности. Лучшими способами борьбы с нею были признаны воспитание социалистической сознательности, отрыв молодёжи от криминальной среды и привитие трудовых навыков, повышение общеобразовательного и профессионального уровня, поддержка семьи и материнства, а также улучшение материального достатка, условий труда и быта граждан.

Однако с реализацией этих идей всё обстояло просто. По мнению В. В. Лунева и некоторых других современных специалистов, навязанная большевиками чрезмерная «политизация проблемы преступности… извратила деятельность правоохранительных органов», что не позволило эффективно решать поставленные задачи. Как известно, идеологические установки являлись не единственны фактором, влиявшим на криминогенную ситуацию в первые годы Советской власти и определившим методы борьбы с преступностью. К тому же довольно быстро под влиянием жизненных реалий изначальные взгляды большевиков трансформировались, что хорошо прослеживается по изменению законодательства в 1917—1930-е годы.

Ситуация осложнялась тем, что в качестве первого шага необходимо было ликвидировать массовую детскую беспризорность, которая вследствие Первой мировой и Гражданских войн приобрела огромные масштабы и являлись питательной средой молодёжной преступности. Поскольку дети, оказавшись на улице, втягивались в преступную среду и гибли от голода и болезней, ставилась задача защищать само сущие молодого поколения страны Советов, независимо от происхождения и социального положения детей, и обеспечить ему надлежащую заботу.

«Детский вопрос» был объявлен большевиками приоритетным. Проблема, однако, заключалась в том, что им параллельно занимались многие учреждения и организации, координация усилий которых сначала отсутствовала. Это сказывалось на эффективности действий. Большую работу, в частности, проводил Наркомпрос, в составе которого действовал Отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних, который курировал вопросы молодёжной преступности. О том, на чем делался акцент в его работе, можно судить по самому названию отдела.

Нужно признать, что несмотря на трудности (военная обстановка, отсутствие материальных ресурсов, опытных и квалифицированных кадров воспитателей и др.), зачастую путем принятия чрезвычайных мер, государство оказалось в состоянии в сжатые сроки остановить распространение Гражданской войны, возвращение в семьи миллионов солдат, привело к стабилизации и последующему снижению уровня преступности несовершеннолетних уже с 1921 года.

С 1918 года в ведении Наркомата общественного призрения были созданы региональные комиссии для несовершеннолетних, в состав которых в обязательном порядке входили представители Наркомпроса и Наркомюста, а также других учреждений и организаций. Этим комиссия отводилась особая роль в определении судьбы «трудных» и «отступившихся» детей и подростков.

В царской России подобного органа не существовало, и его создание было заметной прогрессивной мерой. Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних» упразднял судебное разбирательство и тюремное заключение для несовершеннолетних до 17 лет. Их дела передавались на рассмотрение указанных комиссий, к компетенции которых относились освобождение подростка в случая незначительности проступка и раскаяния либо направление его для исправления либо направление его для исправления в «убежище» Наркомата общественного призрения.

Так большевики приступили к реализации концепции по разделению ответственности подростков и взрослых, в том числе совершивших аналогичные преступления. Речь шла о небывалом в мировой истории эксперименте по гуманизации наказания в отношении несовершеннолетних. Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 года «О суде» подтверждал отмену судов и тюремного заключения для всех лиц моложе 17 лет, вне зависимости от тяжести преступления.

Однако довольно скоро Советская власть столкнулась с ситуацией, когда меры воспитательного воздействия с фактическим освобождением подростков от наказания даже за тяжкие преступления оказывались малоэффективными, что к тому же порою вызывало и общественное недовольство. В 1919 году были утверждены «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», скорректировавшие круг молодых людей, к которым были неприменимы заключение и суд. Теперь к ним относились все дети до 14 лет, а так же подростки 15−18 лет, действовавшие «без разумения» (то есть не осознавшие меру ответственности при совершении преступления). Те же молодые люди, кто сознательно и преднамеренно шел на тяжкие преступления, все же могли быть привлечены к суду.

Это положение нашло подтверждение в приятном 4 марта 1920 года декрете СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В том случае, если комиссия по делам несовершеннолетних устанавливала, что исправление подростка невозможно медико-педагогическими мерами, его дело передавалось в суд с вероятной изоляцией от общества. Важно отметить, что в Декрете указывалось на необходимость содержания таких подростков отдельно от взрослых преступников, чтобы они не втягивались в криминальную среду. Это включило в повестку дня организацию особых мест лишения свободы для несовершеннолетних. Декрет СНК 1920 года также обязывал комиссию при рассмотрении дел несовершеннолетних выяснять участие взрослых, вовлекавших подростков преступную деятельность, и передавать материалы на них в следственные органы. Принятие этого декрета потребовало внесения изменений в «Руководящие начала». В них, в частности, появилась ссылка на то, что к суду могут привлекаться только те совершившие преступления подростки старше 14 лет, в отношении которых исправление воспитательными средствами невозможно.

После образования СССР в 1922 году принимаются союзные УК, УКП и другие юридические акты, в которых подробно регламентируется ранее принятое базовое законодательство и развиваются вопросы, связанные с преступностью несовершеннолетних. Так, одобренный в 1922 году и измененный в 1924 году УК РСФСР подтвердил прежнею концепцию неприменения к подросткам до 14 лет уголовного преследования, а также указал на невозможность уголовного наказания и более старших подростков до 16 лет в случае, если их исправление возможно медико-педагогическими мерами. В том же случае, если дело все же передавалось в суд, он был обязан при вынесении приговора по делам несовершеннолетних учитывать их возраст и снижать срок наказания на половину 14−16-летним подросткам и на одну треть 16−18-летним, против высшего установленного статьёй предела. Декрет ВЦИК от 27 июля 1922 года внес беспрецедентное дополнение в УК РСФСР, прямо запрещавшее применять смертную казнь по отношении к лицам, не достигшим 18 лет, вне зависимости от тяжести совершенных деяний.

Благодаря принятому в 1922 году УК РСФСР у суда появилась возможность применения еще одной меры в отношении несовершеннолетних, не связанной с лишением свободы, а именно: передача на поруки родителям, родственникам либо другим лицам. После изменения ряда статей УК РСФСР Декретом ВЦИК и СНК от 11 августа 1924 года появилась возможность применения судом к несовершеннолетним условного осуждения.

В 1924 -е годы в УК были внесены дополнительные положения, смягчающие ответственность несовершеннолетних. К таковым относились нахождение несовершеннолетнего на попечении преступника или подчинение ему; беспомощность его в силу возраста. УК РСФСР 1924 года включал в себя статьи, направленные на защиту прав несовершеннолетнего от тлетворного влияния преступных родителей попечителей. Данные лица при ненадлежащем выполнении своих обязанностей могли быть лишены родительских прав.

В 1924 году были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. Республикам представлялось право самим решать, исходя из своих национальных традиций и особенностей, с какого момента можно привлекать подростка к ответственности. К компетенции республик были отнесены и вопросы применения к несовершеннолетним мер судебно-исправительного характера.

Основные начала 1924 года отнесли к мерам медико-педагогического характера передачу несовершеннолетних на попечении родителей, родственников или других лиц и даже трудовых коллективов, а также их помещение в специальное исправительное заведение. Сам факт несовершеннолетия объявлялся смягчающим вину обстоятельством.

В принятых 30 сентября и 17 ноября 1924 годы циркулярах Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР были подтверждены положения о необходимости раздельного содержания под стражей несовершеннолетних и взрослых нарушителей. Закон требовал обязательного участия в судебных делах несовершеннолетних адвоката, законных представителей, необходимость точного выяснения возраста подростков, а так же при вынесении приговора учета условий их жизни и воспитания.

С 1918 года начинает создаваться сеть спецучреждений, призванных заниматься исправлением и перевоспитанием беспризорников, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. Это были, во-первых, закрытые учреждения для детей, не совершивших пока серьезных преступлений, которые помещались туда по решению комиссии по несовершеннолетним. Эти учреждения различались названиями (колонии, детдома, институты социального воспитания, коммуны и др.), а также особенностями режима и контингента. Однако все они строились как учреждения интернатного типа со строгим педагогическим режимом и с сочетанием общего и профессионального обучения. Они были нацелены на воспитание и исправление трудных подростков, а так же на обеспечение их последующей социальной реабилитации и интеграции в общество. Нужно признать, что эти задачи в целом решались сравнительно успешно.

Во-вторых, организуются воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних осужденных. Это были, главным образом, трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, которые находились под охраной и сочетали воспитательные и принудительные меры воздействия.

В этот же период создаются и ведомственные трудокоммуны ОГПУ, о деятельности которых известно, в частности, А. С. Макаренко. В них, как правило, имелись подсобные хозяйства и производственные цеха. Они являлись учреждениями открытого типа с элементами самоуправления, и проживание и работа в них трудных подростков строились на началах сознательной дисциплины.

В 1921 году с целью улучшения координации усилий разных ведомств и общественности в решении «детских» проблем была создана Деткомиссия ВЦИК, просуществовала до 1936 года. Ее особый статус подчеркивался тем, что главой Деткомиссии был назначен «главный чекист» Ф. Е. Дзержинский. В том же 1921 году, в соответствии с декретом СНК от 23 сентября 1921 года, при комиссиях по несовершеннолетним были созданы органы детской социальной инспекции, в задачу которых входила борьба с детской безнадзорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями. Они же занимались профилактикой молодежной преступности, проводили работу с трудными подростками и их семьями. В этом же контексте следует рассматривать и создание в 1921 году приемников-распределителей, которые позволяли активизировать борьбу с беспризорностью и изымать подростков из-под влияния неблагополучной среды.

В 1920-е годы во много раз выросла региональная сеть комиссий по несовершеннолетним. С 1925 года в республиках, включая РСФСР, действовали Центральные комиссии по делам несовершеннолетних. В работе этих комиссий продолжал господствовать приоритет предупредительных и воспитательных мер над средствами уголовного наказания. Кроме того, применялся дифференцированный подход к несовершеннолетним правонарушителям в соответствии с характером и тяжестью содеянного, а также личностью провинившегося. За 1920-е годы комиссии накопили значительный опыт работы.

Были налажены статистика и отчетность по привлеченным к ответственности подросткам, велась аналитическая работа. Однако гуманные меры срабатывали не всегда, и у части подростков они вызывали чувство безнаказанности.

В 1927 году принимается новое Положение о Деткомиссии при ВЦИК. Оно расширяло ее состав и давало ей больше межведомственных координирующих функций и полномочий. В 1926 году было издано новое Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, по которому центр тяжести их работы начал все больше смещаться в сторону профилактики подростковой преступности и активного вовлечения ответственности в решение «детских проблем». В состав комиссии вводятся представители общественных организаций. Им вменяется обязанность обследования условий жизни неблагополучных подростков, а так же принятие неотложных мер по исправлению ситуации до рассмотрения дела. В соответствии с Положением от 1931 года, приоритетным направлением в работе комиссий становится профилактика, а рассмотрение конкретных дел отошло на второй план.

Выстраивание государством системы учреждений, нацеленных на решение «детских проблем», не могло не принести плоды. Особенно заметным в 1920-е годы были успехи в ликвидации беспризорности. По официальным данным число беспризорных и безнадзорных подростков, нуждающихся в социальной помощи, в 1921 году от 4 до 6 млн. Хотя к 1925 году это число сократилось почти вдвое, оно все ещё равнялось 2,5−4 млн. чел. Законодательство того времени предусматривало разные способы устройства беспризорного подростка: возвращение в семью, опека, патронат, помещение в детские дома.

Тем временем в 1920-е годы появились новые факторы, тормозящие решение детских проблем. В условиях нэпа и либерализации семейно-брачных отношений наметился рост проституции, наркомании, преступности, в том числе детской. В несколько раз увеличилось число разводов и, соответственно, матерей-одиночек и неблагополучных семей. В губерниях, не затронутых войной, в начале 1920-х годов были проведены выборочные обследования, которые показали, что 50% детей в возрасте от 8 до 10 лет воспитываются в неполных семьях. Урбанизация, массовое переселение деревенских жителей в города в период первых пятилеток тоже сопровождалась всплеском преступности, особенно хулиганства и воровства среди подростков.

Важно было изъять не только беспризорных, но и безнадзорных детей с улиц, а также организовать их досуг. По данным Наркомпроса, в 1925 году школу не посещали более половины детей школьного возраста. В результате РСФСР насчитывалось более 5 млн. неграмотных подростков. Но и в школах отсеивалось в процессе обучения до 50% детей, в результате чего после начальной школы продолжали учебу только 10−15% подростков.

Несовершеннолетние, которые в середине 1920-х годов начинали трудовую жизнь, составляли 18% зарегистрированных безработных. Отсутствие работы и средств к существованию толкали их в ряды криминала. Поэтому трудоустройство молодых безработных, бронирование рабочих мест для подростков, налаживание досуга несовершеннолетних (клубы по месту жительства, кружки и проч.), а также меры по всеобщему школьному образованию рассматривались государством как важные шаги по предупреждению детской преступности и безнадзорности.

К 1930-м годам наблюдается возврат от «революционных экспериментов» в сфере семейно-брачных отношений к «традиционным» ценностям и институту брака. Государство запрещает проведение абортов, принимает решение о помощи многодетным матерям, форсирует строительство сети детских дошкольных учреждений и проч. С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное образование, а в крупных городах — семилетнее. Школы, помимо своей образовательной функции, превращаются в основные воспитательные учреждения для детей и подростков. Одновременно принимаются меры по повышению дисциплины в школах. Вводятся характеристики на учащихся, как крайняя мера допускается исключение из школы. В период первых пятилеток наряду с обычными широкое распространение получают фабрично-заводские школы.
       
Второй этап. 1935−1961 годы

В середине 1930-х годов отношение к преступности несовершеннолетних и методы борьбы с ней, как и с преступностью в целом, претерпевают серьезные изменения. Закончился относительно «либеральный» период в истории советского законодательства. Было констатировано, что связи с завершением строительства социализма в СССР основные причины преступности несовершеннолетних, связанные с наследием царизма, в целом устранены, и пришла пора быстрейшей ликвидации самой преступности. «Мягкотелая» политика прежних лет была подвергнута критике, и маятник качнулся от профилактических и лечебно-воспитательных мероприятий в сторону принудительно-репрессивных мер воздействия в отношении оступившихся подростков.

В середине 1930-х годов была распущена Деткомиссия ВЦИК, а также сеть особых комиссий по несовершеннолетним в регионах. «Плохая работа комиссий воспитала у несовершеннолетних чувство безответственности, безнаказанности за свои поступки. Комиссии так продолжать свою работу не могут, они должны быть реорганизованы…» — говорилось в докладе Московской комиссии по делам несовершеннолетних в начале 1935 года. В докладе указывалось, что рецидив по делам, рассматриваемым комиссиями, достиг 35%. Их научные изыскания в области изучения статистики и профилактики преступности несовершеннолетних были квалифицированы как педологические извращения и прекращены.

Функции ликвидированных комиссий по несовершеннолетним, которые составляли единую систему, были «разнесены» по нескольким ведомствам. Это привело к утрате системности и усугубило проблемы профилактики правонарушений. Частично функции перешли к секциям по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью при местных Советах. Однако секции имели сравнительно низкий статус и по сравнению с комиссиями, обладали меньшей компетенцией. В частности, секции не анализировали ситуацию с детской преступностью в регионе и не занимались систематически воспитательными мероприятиями с подростками. Кроме того, в органах просвещения были выведены должности инспекторов охраны детства. В милиции появились специализированные подразделения и должности работников по борьбе с преступностью несовершеннолетних. С 1925 года была введена специализация следователей, прокуроров, адвокатов, судей по делам несовершеннолетних.

Одновременно с условиями нарастания административно-командных тенденций усилилась ответственность родителей за воспитание детей. В том числе были введены административная ответственность родителей за детское озорство и хулиганство, а так же материальная ответственность за нанесенный ими ущерб. Закон предусматривал упрощение процедуры изъятия детей у нерадивых родителей и сообщение по месту их работы о фактах плохого воспитания детей. Приговоры по делам несовершеннолетних, не связанные с реальным лишением свободы, направлялись для принятия мер со стороны общественности, трудовых или учебных коллективов — в школы, на предприятия, в комсомольские организации. Стала более жесткой проверка поведения условно осужденных подростков. Правда, как и ранее, в 1930-е годы и после войны государство не оставляло без внимания социально-бытовую, культурно-образовательную и пропагандистскую составляющие профилактики правонарушений.

В середине 1930-х годов серьезные изменения были внесены в законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних. 7 апреля 1935 года появился знаменитый Закон «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», которых устанавливал уголовную ответственность с 12 летнего возраста не только за тяжкие насильственные преступления, но и за кражи. При этом было устранено прежнее положение (ст. 50 УК РСФСР) об обязательности смягчения наказаний для несовершеннолетних. Тем самым подростки были поставлены на одну доску со взрослыми закоренелыми преступниками. Указом Президиума В. С. СССР от 10 декабря 1940 года, несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14-летнего возраста. Таким образом, подростки стали осуждаться, начиная с 12 или с 14 лет, в зависимости от тяжести статьи. Это прямо противоречило гуманным принципам, заложенным в советском законодательстве о несовершеннолетних начала 1920-х годов.

Новая политика в отношении преступности несовершеннолетних находилась в русле общих тенденций сталинского периода. Преимущественное использование административно-принудительных мер помогло сравнительно быстро и успешно, путем «закручивания гаек» и мобилизации государственного аппарата, решить ряд проблем: например, к началу войны почти полностью покончить с детской беспризорностью, усадить за школьные парты практически всех детей, которые ранее не посещали школу. Однако в длительной перспективе это вело к противоречивым последствиям. Тревогу вызвало увеличение численности осужденных на реальные сроки подростков в возрасте 12−16 лет, многие из которых оказались в тюрьме за незначительные проступки (прежде всего, за мелкие кражи личного и колхозного имущества, в том числе по знаменитому Закону 1932 года «о семи колосках») и тем самым с малолетства втягивались в преступную среду. По статистике, в 1940 году из общего числа судимых несовершеннолетних 77% было осуждено именно за кражи, только 4% за хулиганство, а общая численность совершенных ими тяжких насильственных преступлений была незначительна.

Война усугубила проблемы детской преступности, тесно связанные с ростом безнадзорности и беспризорности, вызванные чрезвычайной ситуацией военного времени, гибелью родителей, массовой безотцовщиной и др. Однако с помощью государства и общественности ситуацию удалось взять под контроль. 23 января 1942 года СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Были образованны комиссии по устройству детей, увеличено количество детдомов и приемников-распределителей, приняты меры по распространению практики патронирования детей населением, по розыску пропавших родителей и детей, устройству детей-сирот в учебные заведения и др.

В послевоенные годы государство и общественность немало делали для организации досуга детей, контроля за их поведением, борьбы с безнадзорностью и безотцовщиной. При фабричных и заводских, местных комитетах профсоюзов создавались комиссии по работе среди детей и подростков. При домоуправлениях действовали родительские комитеты, расширялся общественный актив детских комнат милиции и органов народного образования.

Общая беда, понимание того, что дети оказались жертвами войны и связанных с ней лишений, способствовали смягчению отношений к несовершеннолетним нарушителям как в обществе, так и в госструктурах. Ситуация чем-то напоминала ту, что имела место в условиях голода и разрухи начала 1920-х годов. Война способствовала ревизии заложенных в середине 1920-х годов принципов ужесточения наказаний в ущерб профилактическим и воспитательным мерам. Послевоенная следственная и судебная практика сложились таким образом, что зачастую подростки, совершившие малозначительные преступления, освобождались от уголовной ответственности и направлялись в учебно-воспитательные колонии НКВД учреждения закрытого типа с особым педагогическим режимом. Практиковалось более снисходительное отношение к совершившим незначительные проступки детдомовцам, лишившихся родителей в результате войны.

Важным моментом стало издание Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 года «О применении Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних». Оно предусматривало более мягкое отношение к подросткам и необходимость устанавливать причины и мотивы совершенных ими преступлений. В Постановлении 1948 года, в частности, разъяснялось, что мелкие кражи могут совершаться подростками не из корыстных побуждений, а из озорства, что должно соответствующим образом квалифицироваться. Пленум В. С. предложил шире применят условное осуждение подростков и прекращать уголовные дела по мелким кражам с обвинением несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, с передачей этих детей на попечение родителей или опекунов. В результате в конце 1940-х годов — начале 1950-х годов доля осужденных на реальные сроки подростков 12−16 лет заметно сократилась по сравнению с концом 1930-х годов.

Заметную роль в ликвидации беспризорности и безнадзорности в военный и послевоенный периоды сыграли детские комнаты милиции (при органах транспортной милиции они появились одними из первых в 1943 году). С переходом страны на мирные рельсы они стали активнее заниматься воспитательной и профилактической деятельностью по месту жительства. К началу 1950-х годов в крупных городах и промышленных центрах СССР действовала целая сеть детских комнат милиции.

С целью повышения качества судопроизводства по делам несовершеннолетних, а также улучшения воспитательной и предупредительной работы среди подростков с 1943 по 1949 год в крупных городах и областных центрах действовали специализированные судебные участки народных судов, рассматривавшие дела в отношении несовершеннолетних. В 1954 году была восстановлена практика досрочного освобождения осужденных несовершеннолетних из мест лишения свободы. С 1956 года создается сеть школ-интернатов, в которых учились и воспитывались дети из «проблемных» и малообеспеченных семей. Для усиления контроля за детьми и подростками с 1960 года в школах появляются группы продленного дня. Параллельно с введением обязательного среднего образования разворачивается борьба со второгодничеством, а исключение из школы рассматривается как чрезвычайная мера. В условиях «десталинизации» было признано целесообразным ввернуться к гуманным принципам правосудия, заложенным в законодательстве начала 1920-х годов.

В 1957—1958 годах специальные комиссии по трудоустройству детей, оставшихся без родителей, были преобразованы в комиссии по устройству детей и подростков. Они помогали несовершеннолетним, оказавшимся без надзора или в сложных жизненных ситуациях, осуществляли контроль за деятельностью детских домов, приемников-распределителей, колоний; вели координацию деятельности различных органов и ведомств в области предупреждения детской преступности. Однако проблемы финансирования, четкой регламентации функций комиссий, отсутствие разграничений полномочий комиссий и других органов, занимавшихся борьбой с преступностью несовершеннолетних, не позволили добиться максимальной эффективности в работе комиссий.

Тем не менее, за послевоенное десятилетие удалось добиться заметного сокращения правонарушений среди несовершеннолетних. К концу 1950-х годов резко упала и доля малолеток, привлечённых к уголовной ответственности. Так, согласно официальной статистике, в 1958 году было осуждено в 4 раза меньше подростков до 18 лет, чем в 1946 году. Неуклонно снижалась и доля несовершеннолетних в общей массе осужденных. Если в 1946 году малолетки составляли 11,7% от всех получивших сроки, то в 1955 году только 5,6%. Здесь сказались три основных фактора: во-первых, отмеченное выше расширение практики замены уголовного наказания мерами воспитательного характера; во-вторых, демографические тенденции — уменьшение доли подростков в составе населения страны. В-третьих, успехи были впечатляющими из-за того, что отправной точкой, с которой производилось сравнение, было чрезвычайное военное и послевоенное время. Постепенно этот фактор переставал действовать. Именно это произошло к концу 1950-х годов руководство страны во главе с Н. С. Хрущёвым поставило задачу полного искоренения молодежной преступности и ликвидации, порождающих её, причин. В новой Программе КПСС (1961 год) главными средствами борьбы с преступностью были провозглашены не карательные меры, а рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности трудящихся, укрепление семьи, воспитательные и профилактические мероприятия.

Параллельно после соответствующих дискуссий среди ученых правоведов и практиков судопроизводства осуществлялась ревизия уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В результате в 1958—1961 годах были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, а также республиканские УК и УПК. В них были повышен возраст привлечения подростков к уголовной ответственности, возвращена практика дифференцированного применения наказания к несовершеннолетним. Дальнейшее развитие получила нормы уголовного права, направленные на охрану интересов подростков. Появились комиссии по делам несовершеннолетних, прообраз которых, как говорилось выше, существовал уже в 1920-е годы. В целом с начала 1960-х годов был провозглашён и закреплен юридически отказ от политики репрессий в отношении несовершеннолетних в пользу профилактики преступности и мер воспитательного характера.

То, каким образом и насколько успешно велась борьба с молодежной преступностью в СССР в 1960—1980-е годы, является темой самостоятельного исследования. Очевидно, однако, что изучение истории данного вопроса в 1917—1961 годы имеет важное значение как для характеристики советской системы, так и для поиска наиболее действенных форм и методов борьбы с молодежной преступностью в условиях современной России, где разумный баланс между принуждением и воспитательными мерами в отношении несовершеннолетних нарушителей по-прежнему актуален.

* Научный руководитель — С. В. Журавлев, доктор исторических наук, профессор.

Библиография

1. Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. //Собрание узаконений. -1918. -No16.

2. О суде: декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г // Собрание узаконений. — 1918. — No 26.

3. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР // Собрание узаконений. — 1919. — No 66.

4. О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях: декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г // Собрание узаконений. — 1920. — No 13.

5. УК РСФСР 1922 г. // Собрание узаконений. — 1922. — No 15.

6. Декрет ВЦИК от 27 июля 1922 г. // Собрание узаконений. — 1922. — No 47.

7. УК РСФСР 1924 г. // Собрание узаконений. — 1924. — No 70.

8. Положение о Деткомиссии при ВЦИК // Собрание узаконений РСФСР. — 1927. — No 61.

9. Положение о Деткомиссии при ВЦИК // Собрание узаконений РСФСР. — 1931. — No 38.

10. О всеобщем обязательном начальном обучении: постановление ЦИК и СНК Союза ССР // История Советской̆ Конституции в документах. — М., 1957.

11. О ликвидации детской̆ безнадзорности и беспризорности: постановление СНК и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г.//СЗ СССР. — 1935. — No 32.

12. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних. Закон СССР // СЗ СССР. — 1935. — No 19.

13. Об уголовной̆ ответственности несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета ССР от 31 мая 1941 г. //Ведомости В. С. СССР. — 1941. — No 25.

14. Об устройстве детей̆, оставшихся без родителей̆: постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. // СП СССР. — 1942. — No 2.

15. Материалы ХХIII съезда КПСС. — М., 1966.

16. Герцензон А. А. Борьба с преступностью в РСФСР. — М., 1927.

17. Герцензон А. А., Смирнов Л. Н. Клеветнические измышления г-на Маураха // Советское государство и право. — 1961. — No4.

18. Куфаев В. И. Учреждения социально-правовой̆ охраны несовершеннолетних. — М., 1925.

19. Лунеев В. В. Преступность 20 века. Мировые, региональные и российские тенденции. — М.: ВолтерсКлувер, 2005.

20. Ленин В. И. Государство и революция. Полн. собр. соч. — М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т. 33.

21. Миньковский Г. М. Основные этапы развития системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. — М.: Юрид, лит. 1967.

22. Педагогическая энциклопедия. — М. 1928. Т.2.

D.A. Krasnov THEMAINSTAGESOFFIGHTAGAINSTCRIMEOFMINORSINTHE USSR IN 1917−1960: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT Annotation. In article the history of creation and a becoming of system of fight against teenage crime in the USSR from 1917 to 1960 stated. Keywords: minor, crime of minors, age of criminal prosecution, commission on affairs of minors, medico-pedagogical measures, measures of educational character, homelessness, neglect. Dmitry Anatolyevich Krasnov — the lawyer of the Moscow Bar No. 1, the competitor of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Д.А. Краснов Основные этапы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР в 1917—1961 годах:
историко-правовой аспект // Россия и Мир, история и современность. Стр. 53−70.

Д.А. Краснов Основные этапы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР в 1917—1960 гг.:
историко-правовой аспект // Ученые труды Российской Академии Адвокатуры и Нотариата. № 1 (28) 2013. Стр. 91−100.

Складывание системы защиты прав ребенка и предупреждения детской преступности в СССР

от 14.02.2011

Обеспечение прав ребенка и борьба с детской преступностью — глобальные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, которое лишь в ХХ в. — и не без влияния революции 1917 г. и советского опыта — озаботилось созданием соответствующей международно-правовой системы.

Первым шагом в этом направлении стала организация в 1919 г. в рамках Лиги Наций Комитета детского благополучия. В его компетенцию входила разработка мер по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью, проституцией, регулирование детского труда и проч. Комитет опирался на наработки международных общественных организаций, возникших в начале 1920-х гг. Одна из них — «Международный союз спасения детей» в 1923 г. разработала прогрессивную для своего времени «Декларацию прав ребенка», которую в 1924 г. приняла Ассамблея Лиги Наций в качестве юридического международного акта. Члены Лиги Наций обязывались предоставлять детям возможности для образования и воспитания, первоочередную материальную и медицинскую помощь, защищать от эксплуатации, бороться с детской преступностью, беспризорностью и проч.

Ставилась и задача разработки международного законодательства, защищающего права несовершеннолетних. Важно подчеркнуть, что примерно в то же самое время аналогичные проблемы находились в центре внимания большевистского руководства. Сопоставление международных тенденций и ситуации в Советской России позволяет более объективно оценить политику большевиков в решении «детского вопроса» и ее соответствие международным стандартам.

Основные положения Декларации 1924 г. еще в 1918 г. были закреплены в декретах Советской власти, и в начале 1920-х гг. — в союзном законодательстве. Их базовые принципы основывались на мировой прогрессивной общественно-педагогической мысли и не потеряли своей актуальности до сих пор. В частности, их нетрудно обнаружить в более поздних основополагающих международных актах, как-то: в Декларации прав ребенка (1959 г.), в «Пекинских правилах» ООН (1985 г.), в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) Современные установки и направления деятельности ЮНИСЕФ по защите прав ребенка тоже во многом сходны с идеями, закрепленными в постреволюционных декретах.

Вплоть до середины 1930-х гг. советское «детское» законодательство не просто опережало международное, но и в известной мере стимулировало его принятие. Это относилось к таким принципиальным для того времени вопросам, как ответственность государства за воспитание подрастающего поколения; создание специализированных органов, занимающихся «трудными» подростками и борьбой с детской преступностью; разработка и юридическое закрепление прав оступившихся подростков; выработка практических (в особенности — профилактических) мер взаимодействия государства и общества в данной области; гуманизация наказания (приоритет культурно-воспитательных мер воздействия перед принудительными) и проч.

Особенно значимыми новациями были декреты от 14 января и 7 марта 1918 г., а также от 4 марта 1920 г. Впервые в мировой юридической практике они вводили запрет на судебное разбирательство и тюремное заключение для лиц моложе 17 лет. Создавались специализированные «комиссии для несовершеннолетних», призванные разбирать дела несовершеннолетних, а также координировать профилактику и борьбу с детской преступностью. Они фактически выполняли роль ювенального суда по большинству составов преступлений, наделялись правом применять преимущественно медико-педагогические меры воздействия. В исключительных случаях только эти комиссии могли принять решение о направлении дела в суд.

В 1920-е — нач. 1930-х гг. сотрудники комиссий по несовершеннолетним занимались статистическим учетом, а также изучением причин и условий, способствовавших совершению преступлений подростками, выявляли типичные виды преступлений. На основе добытого материала и изученного иностранного опыта проводилась теоретико-методическая работа и вырабатывались конкретные рекомендации по борьбе с детской преступностью.

Декреты утверждали обязательность раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних преступников. С 1918 г. внедрялась дифференциация закрытых детских учреждений, призванных заниматься исправлением и перевоспитанием подростков (колонии, труддома, детдома, институты социального воспитания, коммуны и др.), по контингенту и режиму, чтобы обычные «трудные» подростки не оказались в одной среде с малолетними преступниками. Как правило, детские спецучреждения являлись интернатами со строгим педагогическим режимом и с сочетанием общего и профессионального обучения. В их задачу входила социальная реабилитации и интеграции подростков в общество. Нужно признать, что эти задачи в целом решались сравнительно успешно.

В условиях 1920-х гг., однако, практическая реализация этих прогрессивных для своего времени принципов, зачастую впервые в мире закрепленных юридически, сталкивалась с двумя основными препятствиями. Во-первых, с идеологическими и бюрократическими «перегибами», характерными для революционной эпохи и, во-вторых, с экстраординарной ситуацией в стране (голод, миллионы беспризорных, разгул подростковой преступности и проч.), что постоянно подталкивало власть к радикальным мерам.

В 1921 г. с целью улучшения координации усилий разных ведомств и общественности в решении «детских» проблем была создана Деткомиссия ВЦИК, просуществовавшая до 1936 г. Ее особый статус подчеркивался тем, что главой Деткомиссии был назначен «главный чекист» Ф. Э. Дзержинский. В том же 1921 г., в соответствии с декретом СНК от 23 сентября 1921 г., при комиссиях по несовершеннолетним создавались органы детской социальной инспекции, в задачу которых входила борьба с детской безнадзорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями. Они же занимались профилактикой молодежной преступности, проводили работу с трудными подростками и с их семьями. В этом же контексте следует рассматривать и создание в 1921 г. приемников-распределителей, которые позволяли активизировать борьбу с беспризорностью и изымать подростков из-под влияния неблагополучной среды. Советский опыт решения «детских проблем» внимательно изучался за рубежом, и многие его рациональные зерна брались на вооружение в других странах и международных организациях.

Однако с середины 1930-х гг., в соответствии с общими тенденциями сталинизма, в СССР был взят курс на приоритет не воспитательных, а принудительно-карательных мер решения «детских проблем». Это шло вразрез с общемировыми тенденциями и означало частичный отказ от завоеваний первых лет Советской власти. В частности, были ликвидированы комиссии по несовершеннолетним, а вместе с ними разрушена системная работа по предупреждению детской преступности. Последовали обвинения в том, что якобы чрезмерно мягкая политика перевоспитания подростков вызывала у них чувство безнаказанности, в связи с чем рос рецидив детской преступности. Была прекращена научная деятельность комиссий, многие сотрудники и ученые были репрессированы.

В соответствии с законом от 7 апреля 1935 г. и Указом Президиума В. С. СССР от 1940 г., для подростков устанавливалась уголовная ответственность с 12 или 14-летнего возраста (в зависимости от состава преступлений). Одновременно из УК была исключена статья, обязывающая суд при вынесении приговора снижать срок наказания несовершеннолетним.

Вместе с тем, в условиях войны и послевоенной разрухи государство продолжало уделять внимание решению обострившихся проблем материнства и детства, образования и организации культурного досуга подростков. В частности, только в 1960 г. Конвенцией ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования — в том числе и на основании опыта СССР — было, наконец, рекомендовано всем странам ввести на государственном уровне всеобщее начальное, бесплатное образование. Как известно, в СССР оно существовало с 1930 г.

Заметное изменение политики в отношении несовершеннолетних было связано с тенденциями десталинизации, демократизации жизни в условиях «оттепели» и разработкой новой Программы КПСС (1961), делавшей упор на воспитание сознательности граждан. Маятник вновь качнулся от репрессий в сторону воспитательных мер воздействия и профилактики правонарушений. Принятые в 1958—1961 гг. Основы уголовного законодательства СССР повысили возраст привлечения к уголовной ответственности.

Был возвращен институт дифференцированного применения мер наказания. Дальнейшее развитие получили нормы уголовного права, направленные на охрану интересов подростков. В несколько измененном статусе были воссозданы комиссии по делам несовершеннолетних. Заметно повышалась роль общественности и трудовых коллективов в перевоспитании «трудных» подростков.

Тем самым к началу 1960-х гг. СССР вновь вернулся к принципам, заложенным в первые годы Советской власти и соответствовавшим общемировому вектору. В последующие годы законодательство и правоприменительная практика СССР в целом находились в русле международных норм, закрепленных в Декларации прав ребенка и Конвенции по правам ребенка.

Д.А. Краснов Складывание системы прав ребенка и предупреждения детской преступности в СССР в контексте
базовых международных ценностей //Устойчивое развитие в условиях глобализации:
реализация стратегии ЮНЕСКО на вторую половину декады ООН по образованию для
устойчивого развития (2010−2015) Труды Международной Конференции с участием
кафедр ЮНЕСКО и сетей ЮНИТВИН. Часть 3. 7−8 декабря 2010 года г. Москва,
Российская Федерация. Стр. 120−126.

Image

Адрес

Москва, проспект Мира д.101 стр.1

Связаться с нами

+7 (499) 113-19-95
Пн-Пт  10:00-18:30
Позвонить Написать