"Московский комсомолец": Роботы бюрократии: как примирить букву и дух закона

Почему люди, облеченные властью, зачастую ведут себя как роботы без признаков интеллекта

Недавняя история об осужденном в Киргизии за участие в СВО Аскаре Кубанычбеке и его задержании в России по запросу киргизских властей многим показалась гротескной: как же так, парнишка защищал Россию и российские же полицейские задерживают его именно за это? Но подобного гротеска у нас предостаточно: частенько люди, облеченные властью, ведут себя как роботы без признаков даже искусственного интеллекта, как автоматы, способные лишь выполнять простейшие команды.

После громких дел звездных неплательщиков налогов — блогеров, «инфоцыган», певцов и певичек — активность налоговой службы по выбиванию задолженностей государству никого не удивляет. Это правильно и справедливо, налоги нужно платить. Но иногда действия налоговиков вызывают недоумение.

Эпичная судебная битва разразилась в Волгоградской области. В июне прошлого года налоговая инспекция обратилась в арбитраж с иском к Красноармейскому сельсовету Новониколаевского района. Оказалось, что представительный орган местного самоуправления больше десяти лет имел задолженность перед государством. В 2013 году сельсовет вовремя не заплатил налоги, и ему выставили требование на оплату сразу налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа и процентов. Можете предположить общую сумму? А она составила одну тысячу рублей.

Но то ли на счете сельсовета не было даже таких денег, то ли сельский бухгалтер чего-то напутал и перечислил в бюджет не всё, что муниципальная власть задолжала государственной, — недоплата 72 рубля. И волгоградские налоговики всерьез собрались побороться за эту сумму.

Полтора месяца судебной волокиты, два заседания, толстенное дело и решение на трех листах: отказать в иске. На том основании, что налоговики не смогли доказать, что пропустили сроки обращения в суд по уважительным причинам.

Спроси любого бюрократа, и он с полной серьезностью начнет доказывать, что «должен быть порядок» и, раз есть задолженность, она должна быть взыскана всеми законными средствами. Так, собственно, роботы бюрократии и действуют.

Но этот же бюрократ почему-то перестает быть роботом, оживает и проявляет признаки полноценного интеллекта, если речь идет о его личных финансах. Тут он не станет судиться за ту же сумму, он пожертвует механическим «порядком» ради целесообразности, здесь он поймет, что даже бумага, потраченная на иск, окажется дороже спорной суммы.

А ведь кроме стопки печатных листов в себестоимость судебного процесса нужно включить оплату света и тепла в здании суда, рабочего времени судей, да и оплату самих налоговиков, которые потратили служебное время и государственные ресурсы, несоразмерные копеечной недоимке.

Иногда слепое, механическое следование букве закона вызывает подозрение, что некоторых чиновников уже заменили недоделанным искусственным интеллектом, который вообще ничего не знает о реальности, но лишь формально, как калькулятор, реагирует на символы, написанные на листе бумаги.

Вот, к примеру, в Брянске одни чиновники разместили музыкальную школу в историческом здании. А другие потребовали, чтобы школа не только учила пианистов и трубачей, но и… провела реставрацию старинного особняка. И суд соглашается с таким предложением. Причем в одном решении указывает на «тяжелое финансовое положение ответчика», уменьшая госпошлину до 200 рублей, и тут же требует «организовать проведение противоаварийных работ на объекте, организовать проведение научно-исследовательских и изыскательских работ по сохранению объекта культурного наследия». Денег нет, но вы реставрируйте?

Бывают дела еще курьезнее. Скажем, в 2020 году военный прокурор Томского гарнизона подал в суд на Зырянскую автошколу ДОСААФ и добился, чтобы ее оштрафовали на 50 тысяч рублей за отсутствие условий для курсантов с ограниченными возможностями здоровья, в частности за отсутствие табличек, выполненных шрифтом Брайля. Ну действительно, если ДОСААФ будет готовить слепых водителей для армии, то как они смогут ориентироваться в помещении автошколы, если нет тактильной навигации?

Казалось бы, нонсенс, но с началом СВО военная прокуратура активизировалась и подобные дела посыпались как из рога изобилия. Таблички для слепых курсантов автошкол искали военные прокуроры Казанского, Абаканского, Красноярского, Пермского, Калининградского и других гарнизонов.

На очередном суде в защиту будущих водителей, которые могут ориентироваться только на ощупь, представитель военной прокуратуры Владикавказского гарнизона пояснил, что деятельность автошколы ДОСААФ имеет важное значение для подготовки водителей: «В условиях проведения СВО вопрос подготовки водителей для нужд армии приобретает чрезвычайную значимость, так как за счет аттестованных лиц восполняется кадровый дефицит водителей грузовых автомобилей, задействованных при проведении операции СВО».

Кроме того, суд учел, что ДОСААФ России занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи, прививает им любовь к Родине, стимулирует желание у молодых парней поступать в армию на службу, в том числе по контракту. И… назначил штраф в те же 50 тысяч.

Понятно, что закон требует, чтобы любое учебное заведение было приспособлено для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но нужно ли настолько увлекаться буквой закона, наплевав на здравый смысл? Должны ли роботы бюрократии добиваться наличия надписей шрифтом Брайля в стрелковых клубах и авиационных училищах? Нужно ли тратить время военных прокуроров, сполна оплаченное из казны народными деньгами, на бесконечные суды с ДОСААФом?

Иногда роботоподобная деятельность правоприменителей просто поражает. Так, сейчас российское общество активно дискутирует, что делать с брендами, которые сбежали из России; и риторика вполне предсказуемая. Например, официальный представитель МИД Мария Захарова сказала: «Они сами себя утвердили в качестве инструмента политической борьбы и гибридной войны. Все эти годы они кичились сбором денег на помощь тем, кто нас убивал — ребят на передовой, мирных жителей, направлял дроны на гражданские объекты».

Но суды с завидной регулярностью штампуют решения в пользу правообладателей Balenciaga, Nike, Adidas и других. Процесс поставлен на поток. «Тайные покупатели» приобретают товар в российских магазинах, предъявляют суду и сообщают, что договора с правообладателем у продавца нет. В результате за каждую единицу товара в пользу зарубежных владельцев бренда взыскивается несколько тысяч рублей, иногда выплата превышает цену товара.

Конечно же, все подобные решения судов законны, букве закона они соответствуют полностью. А духу? Точно ли нужно поддерживать российским рублем тех, кто может отправить эти деньги вооруженным формированиям Украины?

Можно ли как-то примирить букву и дух закона? Можно. Но для этого нужно, чтобы правоприменители перестали быть бездушными роботами бюрократии.

Автор: Председатель правления Московской коллегии адвокатов № 1

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29477 от 7 марта 2025