Формирование международных стандартов правосудия в современном мире
от 12.07.2013
Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. No2 (13) 2009
Д.А. КРАСНОВ
АННОТАЦИЯ. В статье на основе анализа истории развития принципов организации и деятельности судебной власти в мировой практике, международных документов рассматривается формирование международных стандартов правосудия в современном мире.
Ключевые слова: международное право, международные нормы, международные обязательства, универсальность принципов, независимость судей, недопустимость дискриминации, личный иммунитет судей.
Потребность людей в защите своей личности и свободном распоряжении собственностью возникла задолго до того, как складывающиеся правила поведения стали закрепляться сначала в обычаях, а затем и в праве. Поэтому судебная функция формировалась в человеческом обществе на протяжении практически всей истории его цивилизованного развития. Судебное разрешение споров — одна из древнейших и необходимых форм реализации властных прерогатив в любом сколько-нибудь организованном обществе.
Виднейшие умы прошлого и настоящего посвятили свои труды суду как власти и как механизму защиты человека в различных исторических общностях. Концепция Ш. Монтескье о самостоятельной и независимой судебной власти (действующей отдельно от законодательной и исполнительной) наполнилась реальным содержанием после того, как была подтверждена в декларациях буржуазных политических деятелей, а затем включена в конституционные документы времен Французской буржуазной революции XVIII в. В этих документах были определены прерогативы судебной власти, требующие конституционного закрепления.
В трудах Монтескье выделены три основные принципа организации и деятельности судебной власти в демократическом обществе: народное начало, независимость от политики и профессионализм [1]. Пожалуй, эти принципы организации и деятельности суда как особой ветви государственной власти можно назвать прообразом стандартов в области правосудия, воспринятых позднее многими прогрессивными государствами мирового сообщества.
Безусловно, человечеству потребовалось пройти немало испытаний, прежде чем удалось в законодательной форме закрепить названные принципы в правосудии. Это было сделано путем учреждения суда присяжных сначала в Англии, затем в США и Франции. Первенство, безусловно, принадлежало Англии, где были приняты акты, ограничивавшие королевскую власть в пользу баронов (Великая хартия вольностей 1215 г.) и гарантировавшие права личности на неприкосновенность и судебную защиту (Билль о правах 1689 г.).
На основе Билля о правах в англосаксонском судопроизводстве были провозглашены принципы устности, гласности и состязательности процесса, реализация которых в полной мере достигалась в суде присяжных. Такие особенности судебной власти, как самостоятельность, непредвзятость, объективность и чувство справедливости, напрямую связаны с двумя вышеотмеченными условиями — участием народного элемента в отправлении правосудия и освобождением суда от политического давления.
Формирование и развитие в каждой государственной системе такого института, который был бы способен защитить общество, каждого человека от неправомерных действий государства и ограничить само государство как властную машину в его деятельности — важнейшая гуманистическая идея цивилизационного развития человечества.
Как известно, международное право, как система действующих норм получило развитие в современном правовом пространстве сравнительно недавно. Лишь ХХ в. с его природными, научно- техническими и гуманистическими открытиями, и потрясениями принес понимание необходимости сближения различных правовых систем, универсализации правового регулирования многих сфер жизни человеческого общества.
На современном этапе цивилизационного развития значение международного права возрастает, что было подтверждено современными государствами на Саммите тысячелетия и получило отражение в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., где выражена решимость государств «повышать уважение к верховенству права в международных и внутренних делах» [2].
В середине ХХ века основные принципы правосудия получили международно-правовое признание и закрепление. Едва ли не самым первым международным актом, в котором реализовалась идея формирования международных стандартов в области правосудия, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Организацией Объединенных Наций в 1948 г. [3].
В этом международном акте была предпринята попытка сформулировать универсальные для всех государств принципы правосудия. В текст данного международно-правового акта были включены положения, провозгласившие равенство всех перед законом (ст. 7); право каждого на эффективную судебную защиту, осуществляемую компетентным, созданным на основе закона судом, или право доступа к правосудию (ст. 8); право на беспристрастный и гласный публичный суд (ст. 10), а также иные положения, содержащие дополнительные гарантии прав человека в сфере защиты прав в суде и иных правоохранительных органах (презумпция неприкосновенности личности и имущества, невозможность поворота действия закона или правило обратной силы закона - ст.9 и 11) др.
Вышеотмеченные универсальные принципы правосудия были развиты и дополнены положениями Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. [4] (ст. 6, 9,10, 14−16 и некоторые другие). В них, в частности, были определены основные параметры должного правосудия. В частности, в национальной правовой системе должен быть обеспечен доступ не к суду вообще, а к независимому и беспристрастному суду. К естественным правам в сфере правосудия отнесены права человека на защиту, на адвоката, на пересмотр судебного решения и т. п. В этих актах впервые встречаются нормы о праве на правовую защиту для жертв нарушений международных норм в области прав человека, что выглядит вполне логичным завершением построения международных норм о правах человека.
Такие требования зафиксированы в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в ст. 6 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации [5], ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [6], ст. 39 Конвенции о правах ребенка [7]. Право на юридическую защиту для жертв нарушений гуманитарного права содержится в ст. 3 Гаагской конвенции о законах и обычаях ведения воины на суше, ст. 91 Дополнительного протокола 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв международных вооруженных конфликтов [8], а также ст. 68 и 75 Римского статута Международного уголовного суда.
Основные принципы и подходы к выработке стандартов для организации и деятельности национальных систем правосудия, их органов и к статусу лиц, наделенных правом осуществлять правосудие, получили дальнейшее развитие и совершенствование в более поздних международных документах, к которым прежде всего следует отнести целый ряд актов, принятых ОБСЕ (ранее — СБСЕ).
Важнейший в этом ряду итоговый документ Венской встречи 1989 г. установил принципы универсальности правосудия и необходимости уведомления о решении судебной инстанцией, рассматривавшей жалобу гражданина по его делу, с обязательным указанием мотивов такого решения (ст. 13). Идеи справедливого суда нашли свое отражение в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. (п. 5.5. 5.10−5.21).
Правосудие и требования к нему в вышеназванных международно-правовых актах рассматривались наряду с другими проблемами, требующими международного регулирования. Однако, исходя из особой значимости задачи создания в каждом государстве эффективной и гуманной судебной системы, международное сообщество приняло целый ряд специальных актов, представляющих собой международно-правовую базу для национального конституционного законодательства, регулирующего организацию и деятельность судебной власти.
Специальный международный акт «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов», принятый в 1985 г. в Милане VII Конгрессом ООН, по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями можно назвать одним из первых среди такого рода документов. Зафиксированные в нем принципы были одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года [9]. Данным документом определены требования, адресованные как к самому государству, устанавливающему судебную систему, и к его органам власти, вступающим во взаимодействие с судами, так и непосредственно к самим судам и к судьям как носителям судебной власти.
Важнейшим достижением международного права, полагаю, явился ряд требований, обращенных, государству, к числу которых были отнесены:
- недопустимость неправомерного и несанкционированного вмешательства в процесс правосудия со стороны других органов и лиц;
- исключительно судебный пересмотр решений любого суда;
- гарантируемая государством независимость судебных органов, в том числе путем закрепления данного принципа в конституции или законах страны;
- обязанность государственных и других учреждений уважать и соблюдать независимость судебных органов и другие принципы.
Сами же судебные органы должны строить свою деятельность на основе таких принципов, как:
- независимость судебных органов как право и одновременно требование обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон;
- свобода судей в организации ассоциаций и других профессиональных организаций; вступление в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости;
- высокие моральные качества и способности, а также соответствующая подготовка и квалификация в области права лиц, отобранных на судейские должности;
- недопустимость дискриминации при подборе судей (требование гражданства страны не является дискриминационным);
- гарантирование законом срока полномочий судей, их независимости и безопасности, соответствующего вознаграждения, предоставление надлежащих условий службы, выхода на пенсию и других необходимых социальных мер их защиты;
- личный иммунитет судей от судебного преследования за финансовый ущерб, причинённый при осуществлении правосудия (если такой ущерб не причинен в результате злоупотребления властью, что должно быть доказано в специальном порядке);
- безотлагательное и беспристрастное рассмотрение обвинения или жалобы в ходе выполнения судьей своих судебных и профессиональных обязанностей;
- временное отстранение от должности или увольнение судей только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, не соответствующего занимаемой должности;
- вынесение решения о дисциплинарном наказании, отстранение от должности или увольнение на основании независимой проверки.
Как видно из данного перечня, основы правосудия и организации судебных органов представляются весьма сложной и важной системой в международном праве. Перечисленные принципы в определенной мере конкретизируются и дополняются другим специализированным международно-правовым актом «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов», принятым ЭКОСОС (Экономический Социальный Совет) в 1990 г.
Значительный вклад в содержание принципов правосудия вносят различные региональные отделения международных сообществ и региональные международные организации. Международные нормы, принимаемые на региональном уровне, затрагивают проблемы определения критериев должного правосудия, выработки необходимых требований к органам и политике государств по отношению к судебной власти, а также иные вопросы, находящиеся под пристальным вниманием региональных международных органов. Для России и других стран европейского континента особое значение имеют нормы, получающие закрепление в европейских региональных международных документах.
Полагаю, важную роль при формировании и функционировании национальной судебной системы играет учет нормативных актов Совета Европы, и, в частности, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, практики применения ее норм и положений в форме актов Комиссии по правам человека (действовавшей до 1998 года) и Европейского Суда по правам человека. Требования, устанавливаемые к национальному правосудию в этих актах, довольно подробны и получают постоянное развитие в виде современных правовых требований, формулируемых в результате рассмотрения Европейским Судом конкретных дел, в том числе и по жалобам на действия в сфере правосудия.
К примеру, положения ст. 6 Конвенции о праве на справедливое судебное разбирательство, гарантирующей каждому право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, получили широкое и глубокое толкование в решениях Европейского Суда по правам человека. Из них выведены положения о необходимости обеспечения равного, прямого, беспрепятственного доступа к правосудию, об определении критериев разумности срока рассмотрения дел, о допустимых ограничениях принципа публичности судебных процедур и многие другие.
Вышеназванные европейские акты имеют нормативное, общеобязательное значение для правовых систем государств-членов Совета Европы. Невыполнение тех или иных условий и требований, установленных международными документами данной организации, влечет за собой ответственность, выражающуюся в политических, правовых и материальных санкциях в случаях обращения граждан и организаций с исками против собственного государства.
Другие акты регионального уровня также содержат нормы, касающиеся положения судебных органов. Так, Американская конвенция о правах человека также уделила внимание вопросу о равном праве на судебную защиту для каждого. В ст. 25 говорится, что «каждый человек имеет право на простое и быстрое обращение или любое другое эффективное обращение в компетентный суд для защиты от действий, которые нарушают его основные права, признанные конституцией или законодательством государства или настоящей Конвенцией…». Государства-участники конвенции обязуются, говорится во втором параграфе той же ст. 25, «а) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентной властью, предусмотренной правовой системой государства; b) расширять возможности применения средств судебной защиты; с) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются».
В названном региональном международно-правовом акте закрепляется право на справедливый суд в следующей формулировке: «Каждый человек имеет право на слушание его дела с надлежащими гарантиями и в течение разумного периода времени в компетентном, независимом и беспристрастном суде, заранее созванном по закону в обоснование любого обвинения уголовного характера, выдвинутого против него или для определения его прав или обязательств гражданского, трудового, финансового или любого иного характера. Каждый обвиняемый в тяжком преступлении имеет право считаться невиновным до тех пор, пока виновность его не будет доказана согласно закону».
В ходе разбирательства каждый имеет право, как минимум, на следующие гарантии на основе полного равенства: «а) право обвиняемого на бесплатную помощь переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке; b) предварительное подробное уведомление обвиняемого о выдвинутых против него обвинениях; с) достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; d) право обвиняемого защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, а также свободно и конфиденциально сноситься со своим защитником; е) неотъемлемое право на помощь со стороны защитника, предоставляемого государством с оплатой или безвозмездно, в зависимости от внутреннего законодательства, если обвиняемый не защищает себя лично или не нанимает своего собственного защитника в течение периода времени, установленного законом; f) право защиты допрашивать свидетелей в суде и добиваться вызова в суд в качестве свидетелей экспертов или иных лиц, которые могут пролить свет на имеющиеся факты; g) право не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным; и h) право обращаться в вышестоящую судебную инстанцию». Судебное разбирательство является публичным, за исключением тех случаев, когда иное требуется в интересах правосудия.
Подробный региональный акт для африканского континента, который именуется Африканской хартией прав человека и народов, был принят в 1981 г. и содержит в ст. 7 следующие положения:
«Каждый человек имеет право на рассмотрение его дела. К этому относится следующее: a) право обращаться в компетентные национальные органы по поводу действий, нарушающих его основные права, которые признаются и гарантируются действующими конвенциями, законами, постановлениями и обычаями; b) право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена компетентным судом; c) право на защиту, включая право выбора защитника; d) право на рассмотрение дела в разумные сроки беспристрастным судом… Никто не может быть осужден за какое-либо деяние или бездействие, которое вовремя его совершения не составляло преступления, наказуемого по закону. Не может налагаться наказание за правонарушение, не предусмотренное в законодательстве в момент его совершения. Наказание персонально и может быть наложено только на правонарушителя».
В итоге длительного развития и формирования общей системы, международные стандарты в сфере правосудия сложились в две основные категории:
- принципы организации и деятельности судебной власти в государственной системе как органа власти;
- принципы судопроизводства, составляющие основу правил и процедур, устанавливаемых для рассмотрения конкретных дел этими органами судебной власти.
В первую из названных категорий входят принципы самостоятельности и независимости органов судебной власти, недопустимости вмешательства в судебную деятельность органов исполнительной и законодательной власти, надзорных органов, не входящих в судебную систему. Сюда же необходимо отнести и более детально сформулированные принципы, включенные в вышеприведённый нами текст документа под названием «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов» 1985 года (недопустимость дискриминации при подборе судей, гарантирование законом срока полномочий судей, их независимости и безопасности, соответствующего вознаграждения, предоставление надлежащих условий службы, выхода на пенсию и других необходимых социальных мер их защиты; свобода судей в организации ассоциаций и других профессиональных организаций; вступление в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости; личный иммунитет судей от судебного преследования за финансовый ущерб и т. п.).
Ко второй категории принципов относятся: равенство всех перед законом; право каждого на эффективную судебную защиту, осуществляемую компетентным, созданным на основе закона судом, или право на доступ к правосудию; право на беспристрастный и гласный публичный суд, а также иные положения, содержащие дополнительные гарантии прав человека в сфере защиты их прав в суде и иных правоохранительных органах (презумпция неприкосновенности личности и ее имущества, недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление, невозможность поворота действия закона или правило обратной силы закона) и др.
В этой части международное сообщество озаботилось созданием для граждан возможностей защитить свои права в судебном порядке.
В числе международно-правовых актов, содержащих прямое обязательство государств совершенствовать меры по защите прав человека через развитие и укрепление самостоятельности и независимости судебных органов, находятся Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на юридическую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права. Этот акт был принят Экономическим и Социальным Советом в июле 2005 г. на основе резолюции 2005/35 Комиссии по правам человека от 19 апреля того же года.
Основным положением, содержащимся в этом акте, является обязательство «уважать, обеспечивать уважение и осуществлять международные нормы в области прав человека и международного гуманитарного права». Оно следует из международных договоров, обычаев международного права и регулирует процесс соблюдения обоих групп актов национального законодательства. Последнее должно соответствовать международно-правовым обязательствам, взятым на себя государством.
Это может быть сделано путем:
- включения международных норм в области прав человека и норм гуманитарного права в национальное законодательство или в правовую систему;
- принятия законодательных мер и процессуальных норм, обеспечивающих «эффективный и незамедлительный доступ к правосудию».
Дмитрий Анатольевич Краснов — адвокат Московской коллегии адвокатов No 1, соискатель Российской Академии адвокатуры и нотариата (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. No2 (13) 2009
D.A. Krasnov
- применения эффективных быстрых и надлежащих средств правовой защиты. Общий уровень защиты жертв в национальной правовой системе должен быть не ниже уровня, предусмотренного международными обязательствами.
[1] Монтескье Ш. О. духе законов: Избранные произведения. — М.: 1955. — С. 78.
[2] Resolutions and Decisions Adopted by the General Assembly during its 55th Session. Vol. I. UN. — 2001. — P. 5.
[3] Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. — М.: 1996.
[4] Ведомости В. С. СССР. — 1976, No 17. — Ст. 291.
[5] Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: 2000. — С.138−148.
[6] Там же. — С.226−237.
[7] Там же. — С.306−323.
[8] Там же. — С.468−486.
[9] Международно-правовая защита Прав и свобод человека: Сборник документов. — М.: 1990. — С.342−329.
THE FORMATION OF INTERNATIONAL STANDARDS OF JUSTICE IN THE MO- DERN WORLD
Annotation. The article, based on an analysis of the history of the development of the organization and activities of the judiciary in the world, international instruments, is considered the formation of international standards of justice in the modern world.
Keywords: international law, international norms and international obligations, the principles of universality, independence of the judiciary, non-discrimination, the personal immunity of judges.
Д.А. Краснов Формирование международных стандартов правосудия в современном мире // Ученые труды Российской Академии Адвокатуры и Нотариата. № 2 2009. Стр. 79−85.