В 2024 году изменится схема возврата банками средств, которые были похищены мошенниками.

С 25 июля 2024 года банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом. 


Банк отправителя должен будет вернуть сумму украденного в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от физического лица - клиента в следующих случаях:

- если банком допущен перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента».

- в случае, если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был совершен без согласия клиента;
- если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, банк должен будет вернуть средства при условии, что клиент уведомил его об этих фактах. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над картой, то банк может не возмещать средства.

 

Помимо этого, банки смогут сроком на 2 дня блокировать переводы на подозрительные счета и уведомлять об этом клиентов. За этот период человек должен будет подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что это действия злоумышленников.

Дополнительно банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию тем клиентам, о которых от МВД поступила информация о том, что они занимаются выводом и обналичиванием похищенных денежных средств.

Новый комплексный подход призван не только повысить финансовую ответственность банков, но и усилить защиту людей от кибермошенников, поскольку на сегодняшний день эти финансовые учреждения не обязаны возвращать средства, переведенные под психологическим влиянием мошенников и социальной инженерии. Возврат средств клиенту на текущий момент возможен, только когда некорректно сработал какой-либо внутренний процесс системы безопасности и банк возмещает средства за собственную ошибку.

С момента вступления новелл в силу банк будет нести ответственность, если не обеспечил выполнение дополнительных действий по защите клиента и допустил перевод средств на мошеннический счет из базы данных регулятора, что напрямую будет зависеть от качества работы антифрод-систем банков.