Преступность несовершеннолетних и борьба с ней: нарастание кризисных явлений в первой половине 1980-х гг

Преступность несовершеннолетних и борьба с ней: нарастание кризисных явлений в первой половине 1980-х гг

от 16.06.2015

Краснов Дмитрий Анатольевич, адвокат, соискатель кафедры истории российской государственности.

Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Должность: председатель правления. Место работы: Московская коллегия адвокатов №1. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Аннотация: В настоящей статье исследуется государственная политика в области борьбы с преступностью несовершеннолетних в РСФСР в 1980 – 1984 гг. Статья основана на архивных данных, впервые введенных автором в научный оборот; в ней также дан анализ источников, рассмотрены причины и факторы, влияющие на рост преступности. Результаты исследования сопоставляются с работами других авторов, посвященными указанной проблеме.

Ключевые слова: Преступность несовершеннолетних в РСФСР; статистические данные о преступности несовершеннолетних; численность несовершеннолетних, совершивших преступления; количество преступлений, совершенных несовершеннолетними; количество осужденных несовершеннолетних.

Increase of the crisis phenomena in the first half of the 1980th.

Krasnov Dmitry Anatolyevich, lawyer, competitor of chair of history of the Russian statehood.

Study place: The Russian academy of naodny economy and public service at the President of the Russian Federation. Position: chairman of the board. Work place: Moscow Bar No. 1. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Annotation: In the present article the state policy in the field of fight against crime of minors in RSFSR in 1980 - 1984 is investigated. Article is based on the contemporary records for the first time introducedby the author into scientific circulation; in it the analysis of sources is also given, the reasons and the factors influencing rise in crime are surveyed. Results of research are compared with the works of other authors devoted to the specified problem.

Keywords: Crime of minors in RSFSR; statistical data on crime of minors; the number of the minors who have committed crimes; quantity of the crimes committed by minors; number of the condemned minors

В конце 1970-х начале 1980-х гг. стали проявляться явные признаки беспомощности государственной системы по борьбе с преступностью, в том числе с преступностью несовершеннолетних. Кризисные явления стали набирать обороты и носить неконтролируемый характер. Что привело в итоге к криминальной революции в конце рассматриваемого десятилетия. В данной статье мы попытались разобраться в причинах породивших криминальный взрыв, а также в недостатках государственной политики в области борьбы с преступностью.

В основу анализа настоящей статьи были положены архивные данные прокуратуры РСФСР и Министерства Юстиции РСФСР, а также материалы статистических сборников МВД СССР.

Как отмечалось в предыдущих статьях [1], в 1970-х гг. из архивных материалов прокуратуры и министерства юстиции РСФСР постепенно стали исчезать аналитические обзоры, отражающие данные о преступности несовершеннолетних в РСФСР и на ее территориях. Эта тенденция сохранилась и в рассматриваемый период. Документы прокуратуры и минюста почти не содержат критических оценок в адрес правоохранительных органов. Также в них отсутствовали сведения о проведении амнистий в 1980 г. и 1982 г., но при этом регулярно упоминалось о замедлении роста подростковой преступности, приходящихся как раз на годы проведения амнистий. Представители правоохранительных органов по-прежнему были заинтересованы в сохранении общественных иллюзий о низкой преступности в стране, которые поддерживались, в том числе за счет манипуляций со статистическими данными.

Центр борьбы с преступностью несовершеннолетних сместился в область профилактической работы, заключающейся преимущественно в пропаганде правовых знаний, юридическом всеобуче, проведении лекций, и открытых выездных судебных заседаний, встреч подростков с работниками прокуратуры, суда, милиции. Произошло также усиление пропагандистской деятельности средств массовой информации, кино, радио, телевидения в области профилактики преступности несовершеннолетних.

По своему характеру архивные документы прокуратуры можно условно разделить на следующие виды: документы, подготовленные сотрудниками Прокуратуры РСФСР и предназначенные для рассмотрения проблем подростковой преступности в республиканских органах государственной власти; материалы, отражающие коллегиальные решения по указанной проблеме, подготовленные совместно ответственными министерствами и ведомствами; документы, подготовленные региональными прокуратурами; и, наконец, представления прокуроров различных уровней об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

По сравнению с предшествующим пятилетием, характер документов прокуратуры не изменился: те же обрывочные сведения о преступности несовершеннолетних без сводных показателей по территории всей РСФСР, формализм в проведении запланированных проверок органов, призванных осуществлять профилактику, что отражалось и в материалах подготовленных по результатам этих проверок.

В связи с тем, что в предыдущих статьях [2] был проведен анализ фактически всех архивных документов прокуратуры, остановимся боле подробно на представлениях. Они, будучи по форме особым видом процессуальных документов, отражали факт реагирования сотрудников прокуратуры на выявленные недочеты в деятельности органов, призванных вести профилактическую работу с несовершеннолетними.
Приведем в качестве примера проверку работы розыскного и следственного аппарата МВД прокуратурой Новгородской области в июле 1980 г., в ходе которой были выявлены факты неправильного и запоздалого реагирования на сообщения о преступлениях, нарушений процессуальных прав и гарантий обвиняемых и их представителей, фальсификации следственных материалов. В связи с выявленными правонарушениями прокуратура области вынесла представление на имя руководства УВД Новгородской области «О фактах нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании преступлений несовершеннолетних» и потребовала устранить указанные недостатки в месячный срок. Несмотря на отрывочность подобных сведений, они дают ценный материал, который позволяет более достоверно оценить действительное положение дел, чем статистика МВД.

Среди документов Министерства Юстиции СССР выделим справки, в которых обобщалась судебная практика по применению судами СССР законодательства, направленного на борьбу с подростковой преступностью. Сотрудники Управления общих судов Министерства Юстиции СССР по требованию получали из местных судов материалы по оконченным уголовным делам, содержащие какую-либо конкретную проблему, подлежащую анализу. После изучения этих материалов они готовили на имя Министра Юстиции СССР аналитическую справку, в которой излагали недостатки в деятельности судебных органов по применению законодательства, указывали на наиболее часто допускаемые судьями ошибки. Затем на основе проведенного обобщения сотрудники управления составляли справки с рекомендациями по устранению выявленных недостатков. Эти справки рассылались в Министерства юстиции республик ССР, АССР, краев, областей, председателям Верховных Судов республик, краев, областей. Примером подобного вида документов может служить аналитическая справка, поступившая в Министерство Юстиции РСФСР из Министерства Юстиции СССР 30 декабря 1983 г. Она имела следующий заголовок «Справка по итогам обобщения судебной практики применения законодательства об отсрочке исполнения приговоров несовершеннолетним» [3].После ее изучения сотрудниками Министерства Юстиции РСФСР, она была разослана с сопроводительным письмом Заместителя Министра Юстиции РСФСР Ю.Д. Северина для ознакомления и устранения указанных в ней недостатков в Министерства юстиции АССР, краев, областей, а так же Председателям Верховных Судов АССР, краев, областей [4].

Еще один характерный вид архивных документов Министерства Юстиции РСФСР – документы, отражающие совместные действия Министерства Юстиции РСФСР и иных министерств и ведомств по воплощению в жизнь решений партии и правительства в области борьбы с преступностью подростков. Например, в свете решений ХХУ1 съезда партии и постановлений ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» и «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями», Министерством юстиции РСФСР совместно c Министерством культуры РСФСР и Госкино РСФСР были разработаны и осуществлялись совместные мероприятия, которые проводились во всех территориальных образованиях РСФСР. По их результатам сотрудники Министерства Юстиции РСФСР, подготовили соответствующие справки. Например, справка Министерства Юстиции РСФСР «О практике взаимодействия органов юстиции, культуры, кинофикации и кинопроката в пропаганде юридических знаний» [5]. На основании подобных справок, в свою очередь готовились рекомендации для соответствующих региональных подразделений с требованием устранения выявленных недостатков. Они подписывались руководителями министерств и рассылались в подразделения АССР, краев, областей.

Справки и отчеты местных правоохранительных органов составляют еще одну группу документов, отложившихся в фонде Министерства Юстиции РСФСР. Например, справки «О выполнении решения коллегии Министерства юстиции РСФСР от 27 октября 1981 г.» и «О выполнении решения коллегии Министерства юстиции РСФСР от 7 сентября 1982 г.» [6].

Особую группу документов Министерства юстиции РСФСР составляли справки, составленные сотрудниками министерства в результате проведенных ими проверок работы местных отделов юстиции и иных профилактических органов по вопросам, связанным с преступностью несовершеннолетних. Такова справка «О проверке взаимодействия отдела юстиции и судов с органами народного и профессионально-технического образования, с комиссиями по делам несовершеннолетних в Псковской области в правовом воспитании учащихся школ и профтехучилищ в свете требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Она была подготовлена старшим консультантом отдела правовой пропаганды и правового воспитания Министерства юстиции РСФСР Акуловым С.В. В качестве примера приведем также справку «О работе отдела юстиции Муромского облисполкома по методическому руководству пропагандой советского законодательства среди несовершеннолетних» от 22 сентября 1982 г. или справки «О состоянии правового воспитания учащихся профтехучилищ Ростовской области в 1983/1984 учебном году», «О правовом воспитании учащихся профтехучилищ г. Москвы», «О состоянии правовоспитательной работы и преподавания «Основ советского государства и права» в ряде общеобразовательных школ г. Москвы».

Прежде, чем преступить непосредственно к анализу статистических данных за 1980-1984 гг. остановимся на одном из ключевых принципов, положенных руководством РСФСР в основу реформ 1960 г. Речь идет о превалировании воспитательных мер над карательными в отношении оступившихся подростков.

Под этими мерами понималось: применение к несовершеннолетним совершившим преступления условного осуждения, отсрочки исполнения приговора, прекращение уголовного дела в связи с привлечением подростка к административной ответственности или применение к нему принудительных мер воспитательного характера, передачу рассмотрения материалов прекращенного уголовного дела в комиссию по делам несовершеннолетних, товарищеский суд, прекращение уголовного дела с передачей лица на поруки общественной организации или трудовому коллективу, применение мер административного взыскания, передача материалов без возбуждения уголовного дела на рассмотрение товарищеского суда или комиссию по делам несовершеннолетних, передача материалов без возбуждения уголовного дела в трудовые коллективы или общественные организации для перевоспитания и исправления, применение акта амнистии.

Согласно исследованиям Р.М. Оганесяна, около 30% несовершеннолетних, изобличенных в совершении преступлений, освобождались от уголовной ответственности в связи с применением к ним мер административного или общественного воздействия [7].

Все эти меры укладывались в рамки общей концепции реформаторов. Законодатель, принимая все вышеперечисленные способы перевоспитания подростков, полагал, что улучшение материального положения советских граждан, социально-бытовых условий их жизни, идеологическая работа партийного аппарата приведет к формированию нового человека, живущего и мыслящего в соответствии с коммунистическими идеалами, которому чуждо преступное поведение.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 гг. и на период до 1990 г.» особое место партийное руководство уделяло именно вопросам формирования нового человека [8]. Что касается преступного элемента, то его доля по мере приближения построения коммунистического общества должна была снижаться, в связи с этим возможность применения карательных мер могла быть сведена до минимума.

Однако в предусмотренные сроки коммунистическое общество не было построено, а новый человек не сформировался. Наоборот, появились социальные язвы, свидетельствующие о падении нравов в советском обществе, – пьянство, наркомания, проституция, разврат. На рубеже 1970-1980-х гг. выявились существенные противоречия между партийными декларациями и советской действительностью. Несмотря на это, правоохранительными органами, продолжался курс на превалирование воспитательных мер над карательными, что по форме соответствовало принятой ранее концепции, но противоречило ей по смыслу и по духу.

Такие действия правоохранительных органов приводили не к снижению преступности, а наоборот к ее росту, так как такое бездумное применение этого принципа вызывало у преступников-подростков чувство полнейшей безнаказанности.
По данным Р.М. Оганесяна, каждый пятый из совершивших преступления несовершеннолетних – в прошлом был освобожден от уголовной ответственности в связи с применением мер административного или воспитательного характера [9].

Воспитательные меры стали применяться сотрудниками правоохранительных органов как еще один способ искусственного занижения показаний статистики. Совершенные несовершеннолетними преступления могли быть прекращены в стадии дознания до возбуждения уголовного дела по амнистии, либо материал без возбуждения мог быть передан в комиссию по делам несовершеннолетних или в товарищеский суд. Подобная практика оказывала влияние на снижение важнейших показателей: о судимости несовершеннолетних, количестве совершенных ими преступлений, численности преступников.

По данным криминологического исследования Николюка В.В., только по 67% уголовных дел прекращенных в связи с применением мер административного или воспитательного характера подростки привлекались в качестве обвиняемых.[10] Следовательно, по 33% указанных дел обвинение несовершеннолетним предъявлено не было и в суд эти уголовные дела не поступили, а значит в судебной статистике отражения не нашли. Существовали и иные способы, влияющие на искажение отчетности.

Возбужденное уголовное дело могло быть прекращено по амнистии или передано в комиссию по делам несовершеннолетних или в товарищеский суд. Следовательно, и в этих случаях часть лиц не фиксировалась в статистических учетах.

В рассматриваемый период лишь к 52% осужденных несовершеннолетних применялось реальное лишение свободы, к остальным применялось либо условное осуждение, либо отсрочка исполнения приговора, либо иное наказание, не связанное с лишением свободы [11].

Указанная порочная практика в совокупности с латентностью подростковой преступности, низким уровнем раскрываемости преступлений, противоправной деятельностью сотрудников милиции, которые нередко не регистрировали совершенные преступления, скрывали их или необоснованно прекращали уголовные дела, наряду с частым применением амнистий приводили к тому, что совершившие преступления подростки зачастую избегали привлечения к уголовной ответственности и не были осуждены за содеянное [12].

Еще раз подчеркнем, смысл превалирования воспитательных мер над карательными был извращен, бездумное применение этого принципа не снижало, а повышало уровень преступности несовершеннолетних. В целом подобная практика позволяла правоохранителям по-прежнему манипулировать цифрами и искусственно занижать статистические данные.
Обратимся к анализу таблицы №1. Кризисные явления стали набирать обороты и носить неконтролируемый характер.

Таблица №1. Основные показатели роста преступности несовершеннолетних за 1980-1984 гг. [1]

Годы Количество преступлений, совершенных несовершенно-летними Количество несовершенно-летних, совершивших преступленияВсего осуждено несовершенно-летних в РСФСР198097751103927682151981954401001926604219829131198580660071983114341115083736461984113289118012781751984 в % к 1980г*115,8%113,5%114,6%

*Данные за 1980 г. равны 100%.
**Данные за 1975 г. равны 100%.

[1] Таблица подготовлена по данным Статистического сборника «Преступность несовершеннолетних в республиках бывшего СССР (1966-1989 гг.): Статистический сборник /Сост.: Ермаков В.Д., Иванова А.А., Попова Н.П.- М.: МАКС Пресс, 2006 стр.8-9, 77-78, 147-148; статистического сборника«Статистические данные о преступности и правонарушениях по СССР за 1971-1988 гг.»: Статистический сборник/ МВД СССР, Главный информационный центр, Москва, стр. 46.

Как свидетельствуют цифры, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 1980 г. равнялось 97751, а в 1984 г. 113289, то есть за пять лет произошло увеличение данного показателя на 15%. В сравнении 1984 г. с 1975 г. увеличение показателя составило 20,7%.

Цифры таблицы отражают сохранение тенденций предшествующего пятилетия: после массовых амнистий 1980 г. и 1982 г. произошло снижение основных показателей преступности в 1981-1982 гг., но в 1983 г. они вновь выросли. В следующем 1984 г. при незначительном сокращении количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в сравнении с предыдущим 1983 г. (на 1%), два других показателя - количество подростков-преступников и осужденных несовершеннолетних – наоборот выросли: соответственно на 2,5% и 6,1%. Следовательно, как и прежде «успехи» в борьбе с преступностью несовершеннолетних были достигнуты благодаря отработанному методу – массовым амнистиями связанному с этим системой недоучета. Возможно, благодаря продолжению практики фальсификации статистических данных МВД СССР эти «достижения» были бы еще более значительными, но изменилась политическая ситуация в стране.

12 ноября 1982 г. Генеральным Секретарем ЦК КПСС был избран бывший руководитель КГБ СССР Ю.В. Андропов. 16 июня 1983 г. он упрочил свое руководящее положение так как был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Новый руководитель предъявил повышенные требования к работе правоохранительных органов СССР, в частности он обязал органы МВД наладить работу, связанную с регистрацией всех обращений граждан по фактам совершения в отношении их противоправных деяний. По свидетельству составителей статистического сборника «Преступность и правонарушения в СССР за 1990 г.», показатели общей преступности в 1983 г. выросли на 21,8% за счет повышения требований к регистрации преступлений [14]. Каждое пятое преступление, совершенное в РСФСР, укрывалось от регистрации сотрудниками МВД или незаконно прекращалось. Это свидетельствовало о снижении качества работы органов правопорядка и их преступном бездействии по искоренению преступности в стране. Таким образом наличие политической воли руководителя страны оказалось достаточным, чтобы не на словах или при помощи фальсификации, а на деле начать бороться с преступностью, заставить бюрократов выполнять свои обязанности.
Со смертью Ю.В. Андропова МВД СССР вновь вернулось к прежней практике.

То, что тщетно пытались скрыть фальсификацией статистических показателей работники МВД СССР – тенденцию к неуклонному росту преступности несовершеннолетних – наглядно видно, если вместо пятилетнего периода взять более длительный хронологический отрезок. В 1966 г. - коэффициент преступности несовершеннолетних (по числу преступлений) в расчете на 10 тысяч населения в возрасте 14-17 лет составлял - 69,9; в 1976 г. – 89,3; в 1980 г. – 106,7; в 1985 г. - 162,5 [15]. Более чем двукратное увеличение показателя за двадцать лет - беспощадная оценка положения дел.

Таблица №2 

Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в РСФСР за 1980-1984 гг. по видам преступлений. [16]

ГодыУмышленные убийстваТяжкие телесные повреждения

Изнасилования

Разбой

Грабежи

Хищения гос. и общественного имуществаКражи личного имуществаеапм

Хулиганства

1980681177929921854731217 30232 05316 0441981566142427951467689817 20633 28614 2571982465128326381296666215 92732 26313 9091983424128828481362835917 69545 78915 5161984396113728231360820116 93046 21515 7261984 г.  в % к 1980г.* 58,1%63,9%94,4%73,4%112,1%97,9%144,1%98,1%1984 г. в % к 1975 г.**49%46,3%97,8%69,3%88,3%111,2%187,8%78,5%

*Данные за 1980 г. равны 100%.
**Данные за 1975 г. равны 100%.

Приведенные данные требуют особого пояснения. Как отмечалось, в 1980 г. и 1982 г. проводились массовые амнистии, которые распространялись на несовершеннолетних до 18 лет, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Однако в акт амнистии входили убийства и тяжкие телесные повреждения, совершенные в состоянии сильного душевного волнения или связанные с превышением пределов необходимой обороны. Необходимо отметить, что поскольку в колонку «убийства» включались не только убийства, совершенные с отягчающими обстоятельствами, но убийства без квалифицирующих признаков, а также неосторожные убийства, то амнистии влияли на снижение статистических показателей и по этим преступлениям.
 
По данным таблицы, с 1980 по 1984 гг. в РСФСР произошло снижение количества большинства видов преступлений. Так количество убийств в 1984 г. снизилось, по сравнению с 1980 г. на 41,8%; тяжких телесных повреждений на 36%, изнасилования на 5,6%, разбоев на 26,6%; хищений государственного имущества на 2,1%; хулиганств на 1,9%. В указанный период произошел рост показателей по грабежам на 12,1%; краж личного имущества на 44,1%.
 
При сравнении данных за 10-летний период с 1975 по 1984 гг. в РСФСР произошло снижение количества всех видов преступлений, кроме хищений государственной собственности по которым произошел рост на 11,2% и краж личного имущества, рост по которым составил 87,7%.
 
По нашему мнению, рост количества дел по данным видам преступлений было настолько велик, что даже применяемые государством амнистии и связанный с этим недоучет не могли повлиять на их динамику.
 
Количество же убийств в 1984 г. снизилось, по сравнению с 1975 г. на 51%; тяжких телесных повреждений на 53,7%, изнасилований на 2,2%; разбоев на 30,7%; грабежей на 11,7%; хулиганств на 21,5%.
 
Проведенная в июне 1980 г. амнистия оказала влияние на снижение статистических показателей как 1980 так и 1981 гг. Так в 1981 г. произошло снижение по сравнению с 1980 г. по убийствам на 115 преступлений, по тяжким телесным повреждениям на 355, по изнасилованиям на 197, по разбоям на 387, по грабежам на 414, по хищениям государственной собственности на 96, по хулиганствам на 1787.
 
Проведенная в 1982 г. амнистия так же оказала влияние на снижение статистических данных 1982 г. по сравнению с 1981 г. Так в 1982 г. произошло снижение по сравнению с 1981 г. по убийствам на 101 преступление, по тяжким телесным повреждениям на 141, по изнасилованиям на 157, по разбоям на 171, по грабежам на 236, по хищениям государственной собственности на 1279, по кражам личного имущества на 1023, по хулиганствам на 1787.
 
Как отмечалось, повышение требовательности к порядку регистрации преступлений сотрудниками милиции вызвало в 1983 г. рост статистических данных по сравнению с 1982 г.. Так в 1983 г. произошел рост по сравнению с 1982 г., по тяжким телесным повреждениям на 5 преступлений, по изнасилованиям на 210, по разбоям на 66, по грабежам на 1697, по хищениям государственной собственности на 1768, по кражам личного имущества на 13526, по хулиганствам на 1607.
 
Исходя из данных таблицы №2 можно сделать вывод, что рост преступности произошел за счет самых значительных по количеству преступлений - хищений. По нашему мнению, именно значительное количество этих преступлений не позволило сотрудникам правоохранительных органов, проводящих амнистии и фальсифицирующих статистические данные, перевести динамику преступности этого вида в отрицательное значение. Снижение статистических данных по другим видам преступлений связано не с эффективной борьбой правоохранительной системы с преступностью, а с влиянием необоснованно частых применений амнистий и низким качеством работы сотрудников милиции (нарушение порядка регистрации преступлений, необоснованные прекращения уголовных дел фальсификация статистических данных), а также с повышением порога терпимости граждан к совершению по отношению к ним противоправных действий.
 

Таблица №3
Численность несовершеннолетних, совершивших различного вида преступления в РСФСР за 1980-1984 гг. [17]

ГодыУмышленные убийстваТяжкие телесные повреждения

Изнасилования

Разбой

Грабежи

Хищения гос. и общественного имуществаКражи личного имуществаеапм

Хулиганства

1980792180346173757835618 58830 13721 3991981746149543852952776518 74131 70418 3701982552126140192693760518 24431 74118 3321983520129441782708897019 12740 42019 8961984521113042492764948519 24242 77120 9871984 г.  в % к 1980г.* 65,8%62,7%92%73,6%113,5%103,5%141,9%98,1%1984 г. в % к 1975 г.**53%48,8%101,7%73,6%85,8%113,4%184,2%80,6%

*Данные за 1980 г. равны 100%.
** Данные за 1975 г. равны 100%.

Как видно из таблицы, с 1980 по 1984 гг. в РСФСР произошло снижение численности несовершеннолетних, совершивших отдельные виды преступлений, по большинству составов преступлений. Так количество убийств в 1984 г. снизилось, по сравнению с 1980 г. на 34,2%; тяжких телесных повреждений на 37,3%, изнасилований на 7,9%, разбоев на 26,4%; хулиганств на 1,9%. В указанный период произошел рост показателей по грабежам на 13,5%; кражам личного имущества на 41,9%, хищениям государственного имущества на 3,5%.
 
При сравнении данных за 10-летний период с 1975 по 1984 гг. в РСФСР произошло снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления, по всем составам, кроме следующих: изнасилований по которым произошел рост на 1,7%, хищений государственной собственности на 13,4%, краж личного имущества на 84,2%.
 
Численность лиц, совершивших убийства в 1984 г. снизилась, по сравнению с 1975 г. на 47%; тяжких телесных повреждений на 51,2%, разбоев на 26,4%; грабежей на 14,2%, хулиганств на 19,4%.
 
Проведенная в июне 1980 г. амнистия оказала, по нашему мнению, влияние на снижение статистических показателей как 1980 так и 1981 гг. Так в 1981 г. произошло снижение количества лиц по сравнению с 1980 г. совершивших убийства на 46 человек, тяжкие телесные повреждения на 308, изнасилования на 232, разбои на 805, грабежи на 591, хулиганства на 3029. Рост был отмечен по лицам совершившим хищения государственной собственности на 153 человека и совершившими кражи личного имущества на 1567 подростков.
 
Как уже отмечалось, рост статистических данных отражающих численность лиц совершивших корыстные преступления правоохранительные органы не могли снизить даже регулярно применяя массовые амнистии, поскольку он принял лавинообразный характер.
 
Проведенная в 1982 г. амнистия так же оказала влияние на снижение статистических данных 1982 г. по сравнению с 1981 г. Так в 1982 г. произошло снижение численности лиц по сравнению с 1981 г. совершившим убийства на 194 человека, тяжкие телесные повреждения на 234, изнасилования на 366, разбои на 259, грабежи на 160, хищения государственной собственности на 497, хулиганства на 38.

Повышение требовательности к порядку регистрации преступлений сотрудниками милиции вызвало в 1983 г. рост статистических данных по сравнению с 1982 г. Так в 1983 г. произошел рост численности лиц по сравнению с 1982 г., совершившим тяжкие телесные повреждения на 33 человека, изнасилования на 159, разбои на 15, грабежи на 1365, хищения государственной собственности на 883, кражи личного имущества на 8679, хулиганства на 1564.
 
С одной стороны, согласно данным таблицы 1, в 1980-1984 гг. сохранялась общая тенденция роста преступности несовершеннолетних. И это несмотря на то, что амнистии 1980 г. и 1982 г. повлияли на снижение общих показателей преступности. С другой стороны, если взять показатели таблиц 2 и 3 по видам преступлений, то за исключением грабежей, краж и хищений остальные показатели снизились. Следовательно, именно корыстные преступления давали рост, который невозможно было скрыть ни с помощью амнистий, ни путем фальсификации данных. Можно сделать вывод, что в стране развитого социализма, гордящегося своими успехами в материальной и культурной сферах, среди подрастающего поколения стремление к личной выгоде и наживе процветало. Эта реальность находилась в вопиющем противоречии с идеологическими догмами советского общества, свидетельствовала о его коренном перерождении, готовности молодежи к смене жизненных идеалов, далеких от коммунистических. Безусловно, подростки – преступники представляли не лучшую часть общества, но были надежным барометром грядущих в стране радикальных перемен.

Данные таблиц подтверждаются и выборочными обследованиями, проведенными сотрудниками прокуратуры РСФСР и министерства юстиции РСФСР. Ими были исследованы причины роста корыстной подростковой преступности в отдельных регионах РСФСР. Отдел по надзору за следствием и дознанием в органах МВД прокуратуры г. Москвы во втором квартале 1980 г. обобщил уголовные дела по квартирным кражам, совершенным несовершеннолетними [18]. В Москве в конце 1970-х начале 1980-х гг. был отмечен рост квартирных краж, совершенных несовершеннолетними. В 1980 г. по сравнению с 1979 г. рост по данному виду преступлений составил 8,5%.
 
Отмечалось, что в 1980 г. 27,3% квартирных краж были совершены подростками в группе, а каждое третье из этих преступлений, было совершено в группе со взрослыми, 31,4% всех совершенных несовершеннолетними квартирных краж в г. Москве в 1980 г. совершены подростками в состоянии алкогольного опьянения. 14-16-летние совершили 40,1% от всех зарегистрированных квартирных краж, 16-18-летние 59,9%. По роду занятий: наибольшее количество преступлений совершили учащиеся СГПТУ – 49,1%, школьники совершили - 23,5% квартирных краж, работающие подростки – 17,6%, не учащиеся и не работающие – 8% [19].
 
В справке указывалось, что 25% совершивших кражи подростков состояли на учете инспекции по делам несовершеннолетних, ранее к уголовной ответственности привлекались 11,7% подростков, поведение 14% несовершеннолетних рассматривалось на комиссии райисполкомов. Однако это не повлияла на снижение криминальной активности указанных лиц. По данным прокуратуры, деятельность этих органов была «формальной», профилактическая работа находилась на низком уровне, преступные группы не выявлялись и не разобщались. Еще одним фактором, влияющим на рост краж, было сокрытие от регистрации сотрудниками милиции заявлений потерпевших о совершении в отношении них противоправных деяний, а так же необоснованное прекращение сотрудниками милиции возбужденных уголовных дел [20]. Так как данные заявления не регистрировались, то розыскная работа по ним соответственно не велась, что вызывало чувство безнаказанности у несовершеннолетних преступников и толкало их на совершении новых преступлений.
 
Аналогичные исследования были проведены прокуратурой ДАССР в четвертом квартале 1980 г. Так сотрудниками прокуратуры республики было проведено обобщение состояния борьбы с кражами личной собственности граждан. На основании данного обобщения ими была подготовлена справка в резолютивной части которой сотрудники прокуратуры пришли к выводу о значительно росте данного вида преступления и о плохом уровне его раскрываемости[21]. Рост краж личного имущества в 1980 г. по сравнению с 1979 г. составил 17,1%. Кражи личного имущества составляли 17,6%, от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетним. При этом раскрывалось только 80% краж личного имущества, квартирные кражи - в 75% случаев [22]. Основная часть краж, совершалась подростками в дневное время, то есть когда они должны были находиться под надзором трудовых коллективов, школ и ПТУ.
 
Проведенное обобщение прокуратурой Кабардино-Балкарской АССР судебно-следственной практики за 1 полугодие 1980 г. по делам о преступлениях несовершеннолетних, совершивших хищения государственного имущества, кражи личной собственности граждан, грабежи, разбои так же выявило сходные тенденции по поводу роста корыстной преступности несовершеннолетних и ее характеристики [23].
 
Заслуживают внимания мотивы совершения рассматриваемых преступлений. По данным сотрудников прокуратуры, кражи личного имущества граждан и государственного имущества совершались в основном несовершеннолетними, не испытывающими какой-либо материальной нужды. Объектами хищений, краж, грабежей (из квартир) являлись ценности граждан – деньги, золото, хрусталь, ковры. Целью совершения преступлений было приобретение ценностей, от реализации которых несовершеннолетними приобретались винно-водочные изделия, совершались путешествия по республике и за ее пределы [24].
 
Наши выводы, основанные на архивных данных и показателях статистических сборников, отчасти подтверждаются исследованиями советских ученых.
 
Как мы уже отмечали, в молодежной среде постепенно, но неуклонно происходило смещение от общественных ценностей в сторону личных, корыстных. В.Д. Ермаков отмечал, что при официальном росте уровня доходов населения происходил рост корыстных преступлений и именно за счет лиц представляющих обеспеченные социальные группы [25]. По данным ученого, лица имевшие ранее более высокий материальный и социальный статус - старшеклассники школ, учащихся ПТУ, студенты ВУЗов, были недовольны сближением уровня достатка, с менее обеспеченными слоями сверстников, что толкало их на совершение корыстных преступлений.
 
Иными словами, обладающий престижными вещами и материальным превосходством подросток, автоматически получал статус лидера среди своих сверстников, становился образцом для подражания, «героем нашего времени».
 
К уже названным мотивам, толкающим подростков на совершение корыстных преступлений, можно добавить еще наличие тотального дефицита, невозможность легального заработка для несовершеннолетних в СССР, а так же сравнительно невысокий уровень материального достатка подавляющего большинства жителей нашей страны.
 
Что касается повышения внимания правоохранительных органов к улучшению регистрации насильственных преступлений и борьбы с ними, оно носило временный характер и не оказало большого влияния на ситуацию в целом.
 
Тенденцию снижения уровня насильственных преступлений умышленных убийств, тяжких телесных повреждений и количества лиц, их совершающих, В.Д. Ермаков объяснил повышенным вниманием правоохранительных органов к регистрации и раскрытию последних. В.В. Устинова отметив снижение уровня насильственной преступности, связала эти изменения с эффективной профилактической работой правоохранительных органов, демографическими изменениями в СССР [26].
 
Как свидетельствуют данные прокуратур по Москве, ДАССР, Кабардино-Балкарской АССР эта деятельность носила формальный характер и не была эффективной. Следователи МВД зачастую не регистрировали заявления о преступлениях, скрывали их от учета, необоснованно отказывали в возбуждении уголовных дел, прекращали без наличия оснований уголовные дела. Меры, связанные с деятельностью Ю.В. Андропова, носили кратковременный эффект, но позволили составить некоторое представление о размерах недоучета (21,8% всех дел в 1983 г. ранее не подлежали регистрации правоохранительными органами).
 
Дополним нашу характеристику преступности несовершеннолетних в РСФСР за 1980-1984 гг. работами других авторов.
 
По сведениям В.В. Устиновой, каждое третье насильственное преступление совершалось подростком из неполной семьи, около 90% подростков, совершивших тяжкие насильственные преступления, воспитывались в семьях нарушающих нормы морали и права [27]. По ее наблюдениям, в 1980-е гг. произошло снижение работающих подростков, совершающих насильственные преступления, однако выросло число школьников и учащихся ПТУ, совершающих эти правонарушения: учащиеся ПТУ совершали каждое третье (из числа совершенных подростками) изнасилование, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, каждое второе хулиганство. Она также отмечала, что в отдельных регионах от 30 до 50% учащихся ПТУ не посещали занятия, до половины учащихся ПТУ отчислялись за грубое нарушение дисциплины и самовольное оставление училища.
 
В.Д. Ермаков также отмечал увеличение численности учащихся ПТУ в преступности несовершеннолетних и снижение доли работающих подростков. Этот факт он объяснял увеличением численности ПТУ и лиц, проходивших в них обучение в начале 1980-х годов.
 
Характеризуя насильственную преступность несовершеннолетних, В.В. Устинова указала на групповой характер насильственных преступлений и на то, что доля групповых преступлений насильственного характера имела тенденции к росту. Ею также отмечалось увеличение участия взрослых в совершении групповых насильственных преступлениях в этот период. По данным В.В. Устиновой, каждое второе насильственное преступление было совершено несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. По мнению В.В. Устиновой, почти 40% несовершеннолетних, совершивших убийства и тяжкие телесные повреждения, имели психопатические черты характера. Около 80% психических аномалий развивались у подростков под влиянием неблагоприятных жизненных условий.
 
Аналогичные тенденции нами были выявлены благодаря обобщениям проведенным сотрудниками прокуратуры г. Москвы, ДАССР, Кабардино-Балкарской АССР по грабежам, хищениям, кражам.
 
В работе В.Д. Ермакова отмечались изменения в половозрастных и социальных группах несовершеннолетних преступников. По его мнению, основанному на общесоюзных данных, на протяжении 1970-1980 х гг. происходил «процесс определенного сближения всех вышеназванных категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений» [28]. При исследовании изменений преступности несовершеннолетних им были выявлены следующие закономерности: так в период 1971-1979 гг. было установлено, что «в 1971 г. на каждые десять 14-15-летних преступников приходилось 49 человек 16-17-летних, а в 1979 г. только 39; на каждые 10 девочек, совершивших преступления в возрасте 14-15 лет, в 1971 г. приходилось 225 мальчиков, в 1979 г. 217.
 
В 1971 г. на несовершеннолетнего студента приходилось 6 школьников, 11 учащихся ПТУ, 59 работающих подростков из числа лиц, совершивших преступления (т.е. соотношение было 1:6:11:59). В 1979 г. соотношение выглядело существенно иначе 1:1,7:1,9:11, то есть разрыв между крайними группами сократился в 5 раз» [29].
 
Следует отметить, что в начале 1980-х гг. явно проявились признаки разложения нравственных устоев части советских граждан. Так прокуратурой РСФСР и МВД СССР были зафиксированы доселе считавшиеся искорененными такие виды преступлений как проституция, валютные махинации, организация притонов. Эти преступления и ранее выявлялись сотрудниками правоохранительной системы, однако именно в рассматриваемы период они приобрели массовый характер. В справке «О неотложных мерах по усилению борьбы с проституцией, нарушениями правил о валютных операциях» отражена обеспокоенность руководителей правоохранительных органов РСФСР указанными негативными явлениями и осознание того, что силами отдельного министерства эту проблему решить нельзя [30]. В связи с этим Прокурор РСФСР С.А. Емельянов, Министр Юстиции РСФСР А.Я. Сухарев, Первый заместитель министра внутренних дел В.П. Трушин, Председатель Верховного Суда РСФСР Н.П. Мальшаков приняли коллегиальное решение о совместных усилиях, направленных на преодоление распространения данных социальных недугов, а так же вынесли конкретные рекомендации по организации работы нижестоящих органов по данному вопросу.
 
С 1983 г. дифференцированный показатель городской и сельской преступности несовершеннолетних был исключен из статистической отчетности. По данным В.Д. Ермакова, в 1960 г. соотношение городской и сельской преступности лиц возраста 14-17 лет равнялось 3,5:1; в 1971 г. – 2,4:1; в 1979 г. – 2:1 [31].
 
Условия проживания подростков по прежнему оказывали серьезное влияние на рост уровня преступности подростков. На основании исследований В.Д. Ермакова можно установить, что в 1980-х гг. активность в совершении преступлений воспитанников детских домов и интернатов была выше, чем у проживающих в семье несовершеннолетних в 8-10 раз. Разница в преступном поведении живущих в семье подростков и подростков, проживающих в общежитиях достигала 3-4 раз.
 
Ученый указал на то, что в СССР в можно было выделить три отдельные группы территорий с высокими, средними и низкими показателями уровня подростковой преступности. Ермаков В.Д. отметил, что с каждым годом различия между уровнем преступности этих регионов только усиливались. В начале 1980-х годов разница между уровнем преступности самых благополучных и самых отсталых, с точки зрения уровня криминализации регионов, могла достигать восемнадцати раз. Поскольку названная тенденция отмечалась советскими учеными еще в 1960-х годах, Ермаков В.Д. предложил дифференцированно, в территориальном разрезе, подходить к планированию и проведению борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР.
 
С конца 1970-х гг. в РСФСР именно в этом направлении строились аналитическая и профилактическая деятельность прокуратуры РСФСР и Министерства юстиции РСФСР. Сотрудниками указанных органов проводилась работа по выявлению и изучению, как общих, так и особенных, присущих конкретной территории причин, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними. С учетом особенностей этих регионов разрабатывались рекомендации по профилактической работе как в этом регионе, так и в РСФСР в целом.
 
Остановимся на еще на одной проблеме - влиянии безнадзорности и алкоголизации подростков на рост их преступности.
 
Согласно справке Министерства юстиции РСФСР, среди обследованных подростков алкоголь употребляли 54% учащихся общеобразовательных школ (юноши – 63%, девушки - 45%) [32]. Более 50% учащихся употребляли алкоголь только по праздникам, 3% - 2-3 раза в неделю. Водку употребляли 19% учащихся, столько же сухие вина, 14% пиво, столько же крепленые вина. Большинство опрошенных – 55% затруднились объяснить причину употребления спиртного. Более 16% указали на употребление спиртного, как на способ расслабиться; как на удовольствие на алкоголь указали 17% юношей и 12% девушек [33]. Следовательно, уровень алкоголизации подростков по прежнему оставался высоким и оказывал серьезное влияние на рост преступности среди несовершеннолетних в РСФСР.
 
Безнадзорность в РСФСР в 1980-1984 гг., несмотря на все усилия правоохранительных органов по ее искоренению, по-прежнему являлась серьезным фактором, влияющим на рост подростковой преступности. Так проведенные научные исследования в 1982 г. сотрудником ВНИИ МВД СССР Кашелкиным А.Б. показали, что большинство безнадзорных подростков - 53,2%, имели образование в объеме 4-6 классов, 27,7% - в объеме 8 классов. [34] А.Б. Кашелкин дал следующую характеристику безнадзорным подросткам: в период учебы 5,4% указанных лиц учились хорошо, 63,8% удовлетворительно, свыше 25% - плохо. Каждый четвертый безнадзорный оставался на второй год. Больше 50% безнадзорных подростков не принимали никакого участия в общественной работе, более половины избегали занятий спортом. Более 45% безнадзорных подростков ранее обсуждались на комиссиях по делам о несовершеннолетних, 51% до поступления в приемники-распределители состояли на учете в инспекции по делам о несовершеннолетних органов внутренних дел за совершение правонарушений [35].
 
Следовательно, основная масса безнадзорных была известна сотрудникам милиции, однако они не приложили необходимых усилий для улучшения жизни поднадзорных им подростков, не устранили причины и условия способствующие их положению. Основными видами преступлений совершаемых безнадзорными являлись кражи и преступления против личности, а так же угон автомототранспорта.
 
Так по сведениям Кашелкина, только 25% безнадзорных проживали во внешне благополучных семьях, 75% - в семьях, в которых родители часто употребляли спиртное, вели аморальный образ жизни, скандалили [36]. Большинство из указанных несовершеннолетних оставили дом в связи с тем, что родители их не содержали их должным образом, применяли к ним насилие или втягивали в противоправные действия.

Подводя итоги рассматриваемому пятилетию отметим, что в нем проявились худшие черты предшествующего периода: «бумажные» успехи в борьбе с преступностью, формализм в работе правоохранительных органов, тенденция к росту преступности, невзирая на амнистии. несовершеннолетних Реформы Ю.В. Андропова, направленные на изменение данной ситуации, носили кратковременный характер и не достигли своей цели.
 
Центр борьбы с преступностью несовершеннолетних сместился в область профилактической работы, заключающейся в усилении пропаганды правовых знаний, юридическому всеобучу, проведению лекций, встреч подростков с работниками прокуратуры, суда, милиции, проведению открытых выездных судебных заседаний. Произошло также усиление пропагандистской деятельности средств массовой информации, кино, радио, телевидения, связанной с профилактикой преступности несовершеннолетних.
 
Что касается распределения полномочий по борьбе с подростковой преступностью, то как уже отмечалось все аспекты этой борьбы в конце 1970-х годов полностью перешли к МВД СССР, которое осуществляло дознание и следствие по делам несовершеннолетних, вело статистический учет преступности последних, инспекции по делам несовершеннолетних осуществляли профилактическую работу в отношении проблемных подростков, именно органам МВД подчинялись ВТК. Прокуратура полностью потеряла контроль по данному вопросу и стала в ряд с другими министерствами и ведомствами, призванными осуществлять общую профилактику по борьбе с преступностью несовершеннолетних.
 
Из архивных материалов прокуратуры и министерства юстиции РСФСР фактически исчезли аналитические обзоры по РСФСР и регионам, отражающим статистические данные о преступности несовершеннолетних в РСФСР и ее территориях. Исчезла критическая оценка деятельности правоохранительных органов. В архивных материалах полностью отсутствуют сведения о проведении амнистий в 1980, 1982 гг., однако регулярно упоминается о снижение роста подростковой преступности именно в годы их проведения.
 
Представители власти хотели достижения по снижению преступности представить как личные усилия по борьбе с ней, а не как результат искусственной манипуляции со статистическими данными.
 
Смысл одного из трех базовых принципов, положенных законодателем в основу реформы в начале 1960-х гг. - превалирования воспитательных мер над карательными был извращен сотрудниками правоохранительных органов и бездумное применение этого принципа, не снижало, а повышало уровень преступности несовершеннолетних. Данный принцип использовался правоохранителями как способ манипуляции и искусственного занижения статистических данных.
 
В 1980-1984 гг. в РСФСР произошел рост преступности несовершеннолетних по количеству преступлений, по количеству лиц их совершивших, а так же по количеству осужденных.
 
Однако этот рост произошел в основном за счет преступлений корыстной мотивации (кражи личного имущества, хищения государственной собственности, грабежи).
 
Количество преступлений по отдельным видам: убийствам, тяжким телесным повреждениям, изнасилованиям, разбоям, хулиганствам в период с 1980 по 1984 гг. снизилось. Так же произошло снижение по количеству несовершеннолетних, совершивших указанные преступления.
Наряду со старыми, привычными составами преступлений, совершаемых подростками появились новые – проституция, наркомания, содержание притонов. Эти явления стали приобретать массовый характер.
 
На протяжении 1970-1980 х гг. происходил процесс сближения всех несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений вне зависимости от их половозрастных и социальных особенностей.
 
Рост преступности несовершеннолетних в РСФСР в 1980-1984 гг. как и в предыдущие 1960-1979 гг. обуславливался наличием все тех же причин: неполные семьи, низкий образовательный уровень родителей, их неправильное поведение, низкий уровень семейного воспитания, беспризорность и безнадзорность подростков, отставание последних в плане общеобразовательного уровня, второгодничество, некачественная работа органов предварительного следствия и суда, а так же комиссий по делам несовершеннолетних, недостатки в работе воспитательных колоний, урбанизация и массовые миграционные процессы - все эти факторы влияли на рост преступности подростков, как по отдельности, так и в совокупности.
 

Список литературы:

Материалы ХХVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.

«Преступность несовершеннолетних в республиках бывшего СССР (1966-1989 гг.): Статистический сборник /Сост.: Ермаков В.Д., Иванова А.А., Попова Н.П.- М.: МАКС Пресс, 2006.

«Статистические данные о преступности и правонарушениях по СССР за 1971-1988 гг.»: Статистический сборник/ МВД СССР, Главный информационный центр, Москва.

Преступность и правонарушения в СССР. 1990 Статистический сборник / Министерство внутренних дел СССР, министерство юстиции СССР, Прокуратура Союза ССР.-М.: Финансы и статистика, 1991.

ГА РФ, фонд-А-353, опись  11, 17.

Оганесян Р.М. Деятельность инспекций по делам несовершеннолетних по предупреждению повторной преступности несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер административного или общественного воздействия/ М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1984 .

Николюк В.В. Прекращение уголовных дел в связи с передачей в комиссии по делам несовершеннолетних и предупреждение рецидивной преступности подростков//Проблемы профилактики правонарушений в развитом социалистическом обществе. Межвузовский сборник научных трудов Московской  высшей школы милиции МВД СССР. - М.: Изд-во МВШМ МВД СССР, 1982.

В.Д. Ермаков, Криминологическая оценка изменений преступности несовершеннолетних /Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г.

В.В Устинова Изменения в насильственной преступности несовершеннолетних и их причины/ Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г.

Кашелкин А.Б. Безнадзорность – криминогенный фактор преступности несовершеннолетних//Криминологические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. – М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982, №63.

Д.А. Краснов Начало либерально-демократических реформ в области борьбы с преступностью несовершеннолетних в РСФСР (1960-1964 гг.)// Пробелы в Российском законодательстве №4 (2013 г.).

Д.А. Краснов Характеристика системы борьбы с подростковой преступностью и преступности несовершеннолетних  в РСФСР за 1965 – 1969 гг.//Социально-политические науки №3 (2013г.).
 
Д.А. Краснов Характеристика преступности несовершеннолетних и системы борьбы с подростковой преступностью  в РСФСР за 1970 – 1974 гг. (свертывание либерально-демократических реформ// Пробелы в Российском законодательстве №5 (2013 г.).

Краснов Д.А. Преступность несовершеннолетних в РСФСР в 1975-1979 гг. на этапе свертывания реформ //«Черные дыры» в Российском Законодательстве №6 (2013 г.).   

РЕЦЕНЗИЯ

Статья Д.А. Краснова продолжает серию его работ, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних и борьбе с ней. Автор убедительно показал характерные черты этого периода, в частности углубляющийся разрыв между государственной политикой, по-прежнему направленной на преобладание воспитательных мер над карательными, и ростом преступности, свидетельствующим о неэффективности данной политики.

Новыми проявлениями усиливающейся криминализации подростков стали увеличивающиеся в их среде случаи пьянства, наркомании, проституции, разврата.

В этих условиях, как справедливо подчеркивает автор, воспитательные меры становились одним из способов искусственного занижения показателей статистики. Это обстоятельство имеет особое значение, поскольку проблема достоверности статистических показателей является ключевой для всех работ Д.А. Краснова. На основе архивных и иных материалов автор убедительно показал какие приемы и методы фальсификации данных применялись органами милиции. В работе показано, что попытки Ю.В. Андропова навести порядок в деле регистрации преступлений в силу ряда обстоятельств носили кратковременный характер.

Анализируя статистику по видам преступлений, Д.А. Краснов показал нарастание опасной тенденции в молодежной среде – рост корыстных преступлений, что свидетельствовало о смене жизненных идеалов подрастающих поколений, далеких от социалистических ценностей.

Выводы автора хорошо аргументированы, а вся работа носит оригинальный характер и заслуживает публикации.

Доктор исторических наук Профессор Р.Г. Пихоя

_________________________

[1] Д.А. Краснов Характеристика преступности несовершеннолетних и системы борьбы с подростковой преступностью  в РСФСР за 1970 – 1974 гг. (свертывание либерально-демократических реформ// Пробелы в Российском законодательстве №5 (2013 г.); Краснов Д.А. Преступность несовершеннолетних в РСФСР в 1975-1979 гг. на этапе свертывания реформ //«Черные дыры» в Российском Законодательстве №6 (2013 г.).

[2] Д.А. Краснов Начало либерально-демократических реформ в области борьбы с преступностью несовершеннолетних в РСФСР (1960-1964 гг.)// Пробелы в Российском законодательстве №4 (2013 г.); Д.А. Краснов Характеристика системы борьбы с подростковой преступностью и преступности несовершеннолетних  в РСФСР за 1965 – 1969 гг.//Социально-политические науки №3 (2013г.);Д.А. Краснов Характеристика преступности несовершеннолетних и системы борьбы с подростковой преступностью  в РСФСР за 1970 – 1974 гг. (свертывание либерально-демократических реформ// Пробелы в Российском законодательстве №5 (2013 г.); Краснов Д.А. Преступность несовершеннолетних в РСФСР в 1975-1979 гг. на этапе свертывания реформ //«Черные дыры» в Российском Законодательстве №6 (2013 г.).

[3] ГА РФ, фонд-А-353, опись 17, дело 1932, л. 56-66.

[4] ГА РФ, фонд-А-353, опись 17, дело 1932, л. 53-55.
 
[5] ГА РФ, фонд-А-353, опись 17, дело 1843, л. 15-21.

[6] ГА РФ, фонд-А-353, опись 17, дело 1965, л. 44-47; ГА РФ, фонд-А-353, опись 17, дело 1845, л. 1-4.

[7] Оганесян Р.М. Деятельность инспекций по делам несовершеннолетних по предупреждению повторной преступности несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер административного или общественного воздействия/ М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1984, стр.5.

[8] Материалы ХХVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, стр. 65.

[9] Оганесян Р.М. Деятельность инспекций по делам несовершеннолетних по предупреждению повторной преступности несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер административного или общественного воздействия/ –М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1984, стр.8.

[10] Николюк В.В. Прекращение уголовных дел в связи с передачей в комиссии по делам несовершеннолетних и предупреждение рецидивной преступности подростков//Проблемы профилактики правонарушений в развитом социалистическом обществе. Межвузовский сборник научных трудов Московской  высшей школы милиции МВД СССР. -М.: Изд-во МВШМ МВД СССР, 1982, стр. 82.

[11] ГА РФ, фонд А-353, опись 17, дело 1932, л. 57.

[12] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3143, л. 55.

[13] Таблица подготовлена по данным Статистического сборника «Преступность несовершеннолетних в республиках бывшего СССР ( 1966-1989 гг.): Статистический сборник /Сост.: Ермаков В.Д., Иванова А.А., Попова Н.П.- М.: МАКС Пресс, 2006 стр.8-9, 77-78, 147-148; статистического сборника«Статистические данные о преступности и правонарушениях по СССР за 1971-1988 гг.»: Статистический сборник/ МВД СССР, Главный информационный центр, Москва, стр. 46.

[14] Преступность и правонарушения в СССР. 1990:Статистический сборник / Министерство внутренних дел СССР, министерство юстиции СССР, Прокуратура Союза ССР.-М.: Финансы и статистика, 1991.-стр. 5.

[15] «Преступность несовершеннолетних в республиках бывшего СССР (1966-1989 гг.): Статистический сборник/Сост.: Ермаков В.Д., Иванова А.А. Попова Н.П. – М.: МАКС Пресс, 2006. См. стр. 11.

[16]Таблица подготовлена по данным: «Преступность несовершеннолетних в республиках бывшего СССР ( 1966-1989 гг.): Статистический сборник/Сост.: Ермаков В.Д., Иванова А.А. Попова Н.П. – М.: МАКС Пресс, 2006. См. стр. 34-35.

[17]Таблица подготовлена по данным: «Преступность несовершеннолетних в республиках бывшего СССР ( 1966-1989 гг.): Статистический сборник/Сост.: Ермаков В.Д., Иванова А.А. Попова Н.П. – М.: МАКС Пресс, 2006. См. стр. 83-84.


[18] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3076, л. 148-155.

[19] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3076, л. 148-149.

[20] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3076, л. 150;  153;154.

[21] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3076, л. 128-135.
 
[22] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3076, л.128.

[23] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3076, л. 80-88.
 
[24] ГА РФ, фонд А-461, опись 11, дело 3076, л. 84.

[25] В.Д. Ермаков, Криминологическая оценка изменений преступности несовершеннолетних /Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г. стр. 25-43.

[26] В.В Устинова Изменения в насильственной преступности несовершеннолетних и их причины/ Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г. стр. 44-55.

[27]В.В Устинова Изменения в насильственной преступности несовершеннолетних и их причины /Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г. стр. 50.

[28] В.Д. Ермаков,  Криминологическая оценка изменений преступности несовершеннолетних /Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов. М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г. стр. 33

[29] В.Д. Ермаков,  Криминологическая оценка изменений преступности несовершеннолетних /Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г.  Cтр. 33.

[30] ГА РФ, фонд-А-353, опись 17, дело 2293, л. 39-39-об.

[31]В.Д. Ермаков,  Криминологическая оценка изменений преступности несовершеннолетних /Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов / М.: - Ротапринт Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1987 г. Cтр. 42.

[32] ГА РФ, фонд А-353, опись 17, дело 1965, л. 13-23.

[33] ГА РФ, фонд А-353, опись 17, дело 1965, л. 18-19.

[34] Кашелкин А.Б. Безнадзорность – криминогенный фактор преступности несовершеннолетних//Криминологические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. – М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982, №63. – С. 66-70.

[35] Кашелкин А.Б. Безнадзорность – криминогенный фактор преступности несовершеннолетних//Криминологические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. – М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982, №63. – С. 67.

[36] Кашелкин А.Б. Безнадзорность – криминогенный фактор преступности несовершеннолетних//Криминологические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. – М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982, №63. – С. 67.