Доклад: рост преступности в 90-е годы и новое законодательство

от 24.08.2014

Начало 90-х годов было обусловлено бурным ростом общеуголовной преступности. Так согласно стат. сборнику (преступность и правонарушения Москва «Финансы и статистика» 1992) рост преступности в указанный период составлял в среднем 21% в год, причем рост неуклонно продолжался. Такой всплеск преступности был неизбежен и связывать его только с социально-экономическими и политическими преобразованиями неверно.

Данные преобразования оказали влияние на структуру преступности и на ее качественные характеристики. Демократические преобразования несли в себе высокий криминогенный потенциал. Ученые криминологи считают, что высокий рост преступности — это плата за демократию. В ходе перехода от тоталитаризма к демократии ослабевают формы всеобщего контроля за обществом и индивидом, и появляется больше возможностей совершать правонарушения, особенно в переходный период.

Анализ социально-экономической и политической обстановки в России 90-х годов позволяет сделать вывод, что преступность 90-х характеризовали следующие тенденции:

  • стабильный рост общеуголовных преступлений, посягающих на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности, на право собственности и общественную безопасность населения;
  • увеличение числа преступных посягательств, как на личное имущество граждан, так и на государственную и общественную собственность (на фоне общего увеличения числа краж);
  • рост рецидивной преступности;
  • снижение возрастного порога криминальной активности населения;
  • беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних;
  • значительный рост количества несовершеннолетних в общей массе преступников;
  • усиление криминогенной активности не работающих и не учащихся;
  • рост профессиональной и организованной преступности, консолидация в преступной среде, рост численности несовершеннолетних преступников в профессиональных преступных группах.

Подтвердим вышеизложенные факты цифрами. Так в 1991 году было зафиксировано 2 167 964 преступления, выявлено 956 258 правонарушителей, осуждено 593 823 преступника. В 2000 году было зарегистрировано 2 952 367 преступлений, выявлено 1 741 439 преступников, осуждено 1 183 631 человек. Как говориться цифры налицо. За десять лет преступность имела тенденцию к постоянному росту (Преступность хх века. Мировые, региональные и российские тенденции. Москва Волтерс Клувер 2005 стр.805).

Хотелось бы отметить, что удельный рост преступности несовершеннолетних в указанный период составил около 17% в год, в 1985 году этот показатель составлял 12%. (стат. сборник стр. 9). Приведем еще несколько цифр характеризующих эпоху демократических преобразований.

В начале 90-х годов на учете в органах внутренних дел состояло 577, 5 тысяч неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, 140, 6 тыс. родителей, отрицательно влияющих на своих детей. Каждый пятый из доставленных в органы милиции подростков находился в состоянии алкогольного опьянения. (там же стр.6)

Государственные органы, осознавая всю тяжесть сложившегося положения в области борьбы с детской преступностью и отказавшись от предыдущего советского опыта вынуждены были срочно принимать меры, в том числе и законодательного характера, чтобы изменить угрожающую национальной безопасности ситуацию.

Российская законодательная деятельность в области прав ребенка в 90-х года формировалась в соответствии и под влиянием международного законодательства. В частности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года и иных международно-правовых актов.

Одним из главных нормативных актов, посвященным основным гарантиям прав ребенка, в том числе и гарантиям прав социально запущенных детей в 90-х годах стал Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Целью закона являлось создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Принятое Постановление Пленума Верховного Суда от 27 мая 1998 года «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей (в продолжении политики борьбы с беспризорностью) установило примерный перечень учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. К данным учреждениям были отнесены дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей, социальные приюты для детей, интернаты для детей с физическими недостатками.

Принятый Ф. З. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г. установил систему специализированных учреждений направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних.

Новые вызовы и проблемы с которыми столкнулась РФ в начале 90-х вызвали принятие ряда нетипичных для СССР законов — «О бежанцах» (№ 4528−1, 1993 г) и закон «О вынужденных переселенцах» (№ 4530−1, 1993 г). В данных нормативных актах отражены права и законные интересы несовершеннолетних попавших в трудную жизненную ситуацию.

В связи с изменением базового законодательства в РФ принимаются целый ряд отраслевых кодексов.
Так особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях были регламентированы гл. 17 Уголовно-исполнительного кодекса (8.01.1997 г., № 1-ФЗ).
Важной новеллой в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью стало принятие ст. 123 Семейного кодекса РФ 29 декабря 1995 года (№ 223-ФЗ). Данная статья устанавливает порядок устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ (№ 138-ФЗ) содержит нормы касающиеся законных представителей ребенка, порядок усыновления. Кодекс Р. Ф. об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ) регулирует ответственность за неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию подростков. Уголовный кодекс РФ (№ 63-ФЗ) устанавливает ответственность за подмену ребенка; разглашение тайны усыновления; злостное уклонение от уплаты средств на содержания детей.

Важным нормативным актом, регламентирующим борьбу с детской преступностью и безнадзорностью явился ФЗ от 24 июля 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ). Данный закон установил основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

За указанное десятилетие было принято множество нормативных актов направленных на борьбу с детской преступностью и безнадзорностью, однако, невзирая на большой объем работы проделанный государством преступность, как это было указано выше, не снижалась, а росла.
В связи с этим возникает законный вопрос, а стоило ли огульно отказываться от системы борьбы с детской преступностью, построенной в СССР? Может было необходимо произвести ревизию недавнего прошлого, отказаться от идеологической составляющей и, выявив положительный опыт, взять его на вооружение.

Хотелось бы привести конкретные примеры. Так в Уголовном кодексе РСФСР от 1960 года действующем до 1996 года включительно была предусмотрена возможность передачи условно-досрочно освобожденных или условно осужденных несовершеннолетних на поруки и перевоспитание трудовым коллективам, а так же назначение несовершеннолетним преступникам общественного воспитателя. Проведенное исследование деятельности вышеуказанных институтов Президиумом Верховного Совета РСФСР от 3июня 1974 года (ГА РФ, фонд а-353, описи 17, дела 445, л. д. 43−46), а так же Министерством Юстиции РСФСР 22 августа 1973 года (ГА РФ, фонд А-353, опись 17, дела 445, л. д. 1−2, 41) позволило придти к следующему выводу, что при правильно организованной воспитательной работе с переданными на поруки, осуществлении постоянного контроля со стороны общественности за поведением лиц, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных и взятых на исправление и для перевоспитания, оба указанных института являются действенными средствами предупреждения рецидивной преступности.

Так в исследуемом 1973 году переданные на поруки и перевоспитание совершили преступления повторно лишь в 4% случаев. Министерство Юстиции РСФСР помимо этого предложило ввести в уголовный кодекс положение о назначении общественных воспитателей или передаче трудовым коллективам на перевоспитание приговоренных судом к штрафу или исправительным работам. К сожалению данные нормы так и не нашли своего применения в законодательстве указанного периода.

С принятием нового Уголовного кодекса РФ такие нормы как передача условно-досрочно освобожденных и условно осужденных на поруки и перевоспитание трудовому коллективу, а так же назначение общественного воспитателя были отменены и данные функции были возложены на родителей, Комиссии по делам несовершеннолетних и специализированные государственные органы — подразделения по делам несовершеннолетних внутренних дел.

Однако исторический анализ позволяет утверждать, что и сегодня трудовые коллективы и общественные воспитатели смогли бы оказать серьезное влияние на снижение рецидивной преступности, а так же этому бы помогла реализация раннее предложенных мер Министерством Юстиции РСФСР по применению указанной профилактики к осужденным к штрафу или к исправительным работам.